БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ |
Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать
Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить
Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации
|
01.11.2010 17:11 МСК
Не у всех детей есть семьи. Ежегодно более сотни брянских ребятишек остаются без попечения родителей, оказываются в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. Насколько заботливо относится к ним государство? Об этом рассказывает депутат Государственной Думы Российской Федерации Екатерина Лахова. — Таких детей можно условно разделить на три группы. Первая – это дети-сироты до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Вторая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей. У них родители живы, но в силу определенных обстоятельств не выполняют свой родительский долг: или уклоняются от родительских обязанностей, или же оказались, как говорится, в местах не столь отдаленных. И третья группа – молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без родительского попечения, когда им еще не исполнилось 18. Порядок реализации их прав регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законом предусмотрено, что «дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью». — Как этот закон реализуется на территории Брянской области? — В 2007 году администрация области выпустило Постановление «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения». Этот документ определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам. То есть правовая база есть, механизм реализации права на жилье детей-сирот определен, но практика показывает, что не все, к сожалению, это свое право могут реализовать. Практически каждый месяц ко мне, как депутату Государственной Думы, обращаются граждане, сталкивающиеся с большими проблемами при получении жилья и даже при постановке на льготную очередь. — Какого рода проблемы? — Их, увы, немало. Начнем с того, что при лишении родительских прав, когда ребенка забирают у нерадивых пап и мам, те остаются в доме или квартире, где проживали ранее. А государство берет на себя заботу об обеспечении жильем осиротевших при живых родителях детях, но при лишении родительских прав надо закреплять за ребенком имущественное право. Это нередко осуществляется поверхностно. Органы опеки в данной ситуации не должны быть равнодушными и отслеживать каждое такое судебное решение. С другой стороны, те ребята, которые попадают в детдома, школы-интернаты, должны по идее находить в лице администрации этих учреждений защитников своих интересов. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Если возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилье невозможно или такого жилья вовсе нет, то за год до исполнения ребенку 18 лет его законный представитель должен обратиться в органы опеки и попечительства для того, чтобы решить вопрос о предоставлении опекаемому жилья. Однако бывает и так, что администрация детских домов и школ-интернатов старается переложить свои обязанности на плечи тех учебных заведений, куда после окончания школы поступает выпускник. Привозят ребенка в лицей, колледж, училище, институт, передают туда документы – и до свидания. В общежитиях средних специальных и высших учебных заведений Брянской области проживает немало ребят, которым далеко за 23 года и которым некуда оттуда уходить. И хорошо, если руководители этих учебных заведений относятся к этой проблеме с пониманием… Недавно у меня на приеме была воспитатель общежития Брянского колледжа культуры. На ее попечении несколько детей-сирот, она со всей душой занимается их жилищными проблемами, но не все в ее силах. Скажем, за одной воспитанницей вроде бы закреплено жилье в Володарском районе Брянска – частный дом, где она когда-то проживала с родителями, братьями и сестрами. Есть решение суда о закрепление за девочкой этого жилья. Но воспитательница выяснила, что этого дома давно нет, все документы утеряны, а на этом месте строится совсем другой дом! И это совсем не исключительный случай. — И как же в таком случае быть? — Будем разбираться: каким образом было снесено старое строение, на основании каких документов, кто санкционировал продажу или сдачу в аренду земельного участка, на котором возводится новое строение… Ведь на средства, вырученные от продажи земельного участка, девочке-сироте можно, наверное, было бы приобрести если не квартиру, то хотя бы комнату. Другой случай. Два брата, один учится в институте, другой работает после колледжа, оба живут в общежитиях. Их родители когда-то были лишены родительских прав, но продолжают проживать в своей квартире. А братьев даже не ставят на льготную очередь! Буду разбираться и с этим вопросом. — Екатерина Филипповна, как вы полагаете, в чем причины этих проблем? — Причин несколько – и объективных, и субъективных. Сегодня в Брянской области в очереди на получение жилья числятся почти 700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Понятно, что ни за год, ни за два, ни даже за пять лет помочь всем им не получится. Тем более, что ежегодно число таких детей, к величайшему нашему сожалению, не уменьшается. Тем более важно, чтобы все должностные лица, соприкасающиеся с этими проблемами, действовали добросовестно и ответственно. Ведь не дорабатывают, мягко говоря, не только руководители специальных учебных заведений, но и органы опеки и попечительства, в чьи обязанности входит строжайший контроль за соблюдением прав детей-сирот. Но самое главное надо работать с семьей, ей надо помогать, а не только лишать родительских прав. Социальные работники, социальные педагоги, органы опеки должны прежде всего заниматься профилактикой семейного неблагополучия. Необходимо усилить прокурорский надзор за исполнением судебных решений, связанных с лишением родительских прав. Увеличивать бюджетные ассигнования для решения жилищных вопросов сирот. Кстати, уже сегодня есть ощутимые подвижки в этом вопросе. Так в федеральном бюджете на 2011-2013 гг. предусмотрено увеличение расходов на обеспечение жильем сирот в разы, расходы составят 6 миллиардов рублей. Но все-таки главное — в независимости от социального статуса, занимаемой должности не оставаться равнодушными к проблемам детей-сирот. Только усилиями всего общества, возможно решить такую больную проблему.
По информации пресс-службы депутата Государственной Думы Екатерины Лаховой
|