БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Леонид Долгов: Модернизация — изменение себя в первую очередь
02.03.2010 01:01 МСК

На днях у всего коллектива Горьковского автозавода и его управляющего директора Леонида Долгова случился праздник. Долгожданный: его готовили почти два года. А 4 февраля с конвейера сошла первая обновленная «ГАЗель-Бизнес» — модель, которая должна в корне изменить представления потребителей о недорогом коммерческом автомобиле. По дорогам России сейчас «бегают» почти 2 млн. «газелей», и не секрет, что чаще ее выбирают за низкую цену. И мы, кажется, уже привыкли, что за это придется расплачиваться – низким качеством сборки, ненадежности узлов… И вот в результате серьезной работы с пользователями специалисты установили 30 «проблемных» узлов самой популярной коммерческой модели и, кажется, сумели большинство «болячек» победить. За счет замены целого ряда узлов на импортные, общего повышения уровня качества сборки. Во всяком случае, во время тест-драйва все почувствовали себя уже за рулем совсем другого автомобиля… Можно долго рассказывать о том, какие конкретно детали появились под капотом, как на заводе планируют дальше модернизировать «Газель», улучшать систему послепродажного технического обслуживания (об этом мы, естественно, тоже расскажем, на нашем сайте «Автопробег»)… Но от управляющего директора автозавода ГАЗ Леонида Долгова ER.RU надеялся получить ответы на самые важные вопросы.

— Леонид Евгеньевич, что для вас означает термин «модернизация»? Кажется, это слово теперь звучит в каждом выступлении каждого начальника. Вы руководитель крупнейшего предприятия, которое занимается выпуском конкретных, всем известных продуктов. Какой смысл вы вкладываете в этот термин?

— Для нас это переход на новый уровень организации процессов, изменение себя в первую очередь. Конкретно для меня термин «модернизация» означает: мы всей командой, коллективом начинаем критически смотреть на те вещи, которые считали нормальными, и устанавливаем для себя новые планки, новые стандарты. В основном это конечно касается качества нашей продукции и степени нашей организованности. Поэтому планки мы обязаны установить себе на уровне наших мировых конкурентов, без скидок на некую российскую специфику. Мол, мы тут такие сидим у себя в России, и пока не доросли до мировых стандартов, да и не нужны они в нашей глухомани… Глупости это все, нет никакого российского рынка, есть рынок мировой, на котором уровень конкуренции все растет. Поэтому хочешь продавать свою продукцию, удержать свою долю рынка – модернизируйся, работай над собой, над своим продуктом.

— А возможна ли вообще такая модернизация в условиях отдельно взятого завода? Вот вы взяли, провели у себя структурные перемены, выпустили новый продукт, у вас уже ХХ1 век, а вокруг в стране – еще ХХ продолжается…

— Если задача сложна, то это не значит, что не надо за нее браться. Тем более, что к этому всегда подталкивает конкуренция. А тут еще кризис, рынок сжался, и при этом надо удержать свою долю… Все это подталкивает к активным действиям. В результате мы сегодня действительно ушли вперед. Это особенно видно, когда приезжаешь к некоторым традиционным российским поставщикам, партнерам. И видишь, насколько неотлажены даже с нашей точки зрения у них производственные процессы; что они могли бы измениться, поработать над качеством, а заодно снизить собственные издержки…

Тут для себя надо принять некое решение, определиться, где ты живешь и чем собираешься заниматься. Ситуация в стране изменилась! Мы ведь для себя приняли решение – если хотим остаться на рынке, то должны серьезно измениться по качеству. И наша задача, как сборочного предприятия, на которое работает огромное количество поставщиков – сделать это движение заразным, распространить его на всех своих партнеров. Чтобы наши поставщики первого уровня понимали, что мы от них не отстанем, пока они не выстроят у себя аналогичную систему контроля качества. Или они не будут нашими поставщиками.

Увы, но по всем оценкам сегодня 4/5 российских производителей комплектующих не соответствуют международным критериям качества. И это главная проблема любого российского сборочного предприятия.

— Знаю. Но ГАЗ, где вы работаете, хоть и очень большое предприятие, но – частное. То есть решение о модернизации, пусть под влиянием внешних обстоятельств, но принимают ваши акционеры. А что, с вашей точки зрения, должно сделать государство, чтобы такие же процессы происходили во всех отраслях?

— Нам правительство очень помогло во время процесса реструктуризации наших взаимоотношений с банками, все вопросы были отрегулированы. А теперь, по большому счету, считаю, не хватает некой пропаганды, поддержки идеи модернизации. И не только в области технологий. Суть не в том, чтобы закупить много-много нового оборудования, хотя это тоже нужно; но скорее нам хочется, чтобы распространялись идеи повышения качества, принимались новые стандарты, критерии… Чтобы на государственному уровне было принята практика обязательного соблюдения сроков поставок, и эта традиция распространялась на всю страну. Должно сложиться положительное общественное мнение (под влиянием государства) по отношению к компаниями, которые себя меняют. То есть государство отказывается от стереотипов, смотрит внимательно и непредвзято и говорит: посмотрите, а ведь ГАЗ уже не тот, что был раньше! Он другой, он изменился! То есть мы не просим какой-то материальной поддержки, нам скорее нужна моральная поддержка наших инициатив. То есть нам надо, чтобы правительство помогло изменить общественное мнение по поводу российских компаний и их умения (и желания) изменить качество своей продукции. А то ведь у нас самый модный анекдот про тот российский автозавод: мол, место там такое проклятое, ничего сделать нельзя…

— А что, можно? Выходит, рано ставить крест на отечественном автопроме?

— Вы же сами сегодня целый день сидели за рулем «Газели-Бизнес»! Убедились – это другой автомобиль, причем на цене это сказалось незначительно. Уверяю вас, к лету заменим еще целый ряд проблемных узлов, запустим модификации с дизельным двигателем, газобалонным оборудованием…

Когда мы два года назад запускали проект «Волга-Сайбер», как раз пытались доказать, что российская компания под своим брендом может делать качественный продукт. И отечественный коммерческий автомобиль может на равных конкурировать с любыми иностранными машинами! Не только потому, что он на рынке самый дешевый, поэтому предназначен только для бедных. Со своей стороны, мы сделаем все, чтобы кардинально улучшить качество продукта. Но тут, кстати, потребители наших автомобилей тоже должны изменить отношение к себе. Сказать раз и навсегда: мы не люди второго сорта, у которых просто не хватило денег, чтобы купить приличную машину! «Газель» — это нормальный, качественный продукт в недорогом ценовом сегменте. Это не премиум-класс, и не надо требовать от него характеристик «Мерседеса». Но это нормальная, хорошая, надежная рабочая машина, и ее владельцу стыдиться нечего. Наоборот, надеюсь, мы теперь предложим покупателю такой продукт, который его не подведет, которым он сможет гордиться.

— А вот еще одно модное слово: «инновация»… Что оно означает для вас?

— С моей точки зрения – это изобретение (а затем и применение) каких-то ранее неизвестных способов достижения цели. То есть должны появиться какие-то системы для решения той или иной проблемы. Только важно, чтобы эта проблема была реальной, а не надуманной. Потому что мне иногда кажется, что автомобилестроение занимается сейчас часто удовлетворением таких проблем, которые проблемами вовсе не являются. Можно, конечно, бросить все силы и средства на создание прозрачной крыши со встроенными солнечными батареями; за счет их энергии летом будет работать мобильный телефон. Такого еще нет ни у кого! Но наша задача, российских потребителей, работающих в массовом сегменте, не увлекаться какими-то модными «фишками», а понимать потребности потребителей. И соответственно – шаг за шагом – эти потребности удовлетворять. Ведь инновации – это внедрение каких-то процессов, способов, методов создания продукта, которые улучшают его качества или снижают себестоимость.

— Готовы ли ваши инженеры, конструкторы, технологи уже сегодня предложить некую совершенно новую идею? Или мы это все давно отдали на откуп иностранцам, и нам осталось лишь догонять – покупая готовые решения?

— В области создания новых технологий, продуктов, процессов – тут нам надо пока прилежно изучать передовой опыт ведущих мировых производителей. Тут они преуспели больше нас, и не стыдно у них поучиться. Вот мы внедрили в сборке современную технологию бережливого производства, а она предполагает непрерывный процесс совершенствования. И некоторые наши решения с точки зрения организации сборочного, логистического процессов – нам кажутся вполне инновационными, И нам кажется, что наши решения ничуть не хуже, чем те, которые применяют наши зарубежные коллеги.

— Мне показалось или нет, что президент группы ГАЗ сказал такую крамольную фразу: «Не надо ставить перед собой цель быть лучшим в мире. Для начала надо быть лучшим в своей стране». Вы согласны с этим?

— Надо ставить перед собой реальные задачи. Российский рынок – он сегодня открыт для всех. И надо быть здесь лучше конкурентов, вне зависимости от того, российская это компания или иностранная. Мы должны удержать лидирующие позиции в первую очередь на своем рынке! А это означает, что мы сможем успешно работать и в других местах.

Для справки: В 2009 году Горьковский автозавод продал 55 тыс. автомобилей; план на 2010 год – 65-70 тыс. Летом 2009 года завод вышел на безубыточность, осенью завершен процесс реструктуризации долгов. Сейчас конвейер ГАЗа работает 6 дней в неделю; средняя зарплата – 18,8 тыс. рублей.