БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Владимир Путин: Хочу еще раз подчеркнуть - мы будем всеми силами защищать жизнь, права и безопасность наших граждан
На Северном Кавказе будет создано не менее 400 тысяч рабочих мест
Межрегиональная конференция "Единой России" "Развитие Кавказа 2010-2012"
07.07.2010 15:41 МСК

Лидер "Единой России", премьер Владимир Путин во вторник, 6 июля, выступил в Кисловодске на межрегиональной конференции "Единой России". ER.RU публикует текст выступления: 
Здравствуйте! Добрый день, уважаемые коллеги, друзья! 
Мы продолжаем наш разговор о развитии регионов Российской Федерации, начатый в апреле на конференции «Единой России» в Новосибирске. Тогда мы говорили о перспективах развития Сибири, сегодня естественно, здесь речь пойдёт — уже идет, вы уже занимаетесь этой работой — о развитии Северо-Кавказского федерального округа. 
Для большинства присутствующих в этом зале Кавказ в прямом смысле этого слова родной дом: здесь жили и трудились ваши отцы, деды, многие поколения предков. С этим регионом России связывают судьбу ваши дети. 
Мы вместе с вами искренне любим и переживаем за этот край, гордимся его традициями, многообразием языков, культур. 
Хочу сказать, что Кавказ вызывает уважение у всех, кто приезжает сюда. Он поражает величием природы, особым укладом местной жизни, мудростью и известным кавказским гостеприимством и, конечно, теми возможностями для созидания, которые открывает его богатая, богатейшая, я бы сказал, земля. 
Северному Кавказу пришлось много пережить и многое испытать. В его истории, в том числе и совсем недавней истории, есть и героические, и трагические страницы. Напомню, что ещё в 1991 году Парламент новой России среди первых своих законодательных актов принял закон «О реабилитации репрессированных народов». Это акт исторической справедливости, окончательно отменивший и осудивший незаконные, преступные решения в отношении чеченского, ингушского, карачаевского, балкарского, других народов, а также казачества. Одновременно были проведены изменения в национально-государственном устройстве. Статус равноправных субъектов Российской Федерации получили Ингушетия и Карачаево-Черкесия. 
Тем не менее 1990-е годы не принесли Северному Кавказу согласия и спокойствия: слишком тяжёл был груз проблем, доставшихся от прошлых эпох. Вся Россия проходила тогда через серьёзные испытания, в полной мере ощутив на себе последствия распада Советского Союза, жесточайшего экономического кризиса, паралича государственной власти. 
Но именно на Кавказе ситуация оказалась наиболее трудной. Здесь была развязана открытая агрессия против народа России — агрессия, за которой стояли международный терроризм, те, кто стремился окончательно добить и без того ослабленную тогда страну, разрушить её территориальную целостность, создать плацдарм для дальнейшей экспансии и реализации своих корыстных планов. И для этого им нужны были атмосфера страха и постоянной нестабильности, экономическая, политическая, культурная изоляция Кавказа — и изоляция не только от России, фактически от всего мира, чтобы здесь, на этой земле, постоянно тлели межнациональные конфликты, сохранялась нищета, чтобы молодежь не могла учиться или найти нормальную работу и потому становилась легкой добычей. Мы, конечно, об этом поговорим, потому что далеко не все проблемы еще преодолены. 
Очевидно, подавляющее большинство жителей Северного Кавказа не желали и не желают такой судьбы ни для себя, ни для своих детей. И именно поэтому, прежде всего поэтому, и благодаря такой позиции тех, кто живет на земле Северного Кавказа, террористы получили сокрушительный отпор. 
И мы всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за единство страны, за мир на Северном Кавказе — военнослужащих российской армии, милиционеров, ополченцев, духовных и общественных деятелей, журналистов, просто мирных граждан. 
Да, экстремисты ещё совершают террористические акты. Но они всё больше вырождаются сегодня в обыкновенные криминальные группировки. Под прикрытием политических лозунгов занимаются разбоем, участвуют в переделе собственности. Но их время уходит. 
Сегодня хочу ещё раз подчеркнуть: мы будем всеми силами защищать жизнь, права и безопасность наших граждан. Никогда не допустим вмешательства в наши внутренние дела со стороны, не допустим любых покушений на территориальную целостность и суверенитет России. 
Уважаемые коллеги! Но мы с вами собрались, чтобы поговорить о сегодняшнем дне, о сегодняшних проблемах — прежде всего о проблемах. 
Конечно, трудностей, рисков, нерешённых задач на Северном Кавказе ещё очень много. В то же время нельзя не видеть и определенного движения вперед, тех позитивных тенденций, которые набирают силу в регионе. 
Северный Кавказ доказал, что его экономика жизнеспособна. Последние 10 лет промышленность и сельское хозяйство северокавказских регионов демонстрируют рост, и в общем заметный, правда, от довольно скромной базы, но все-таки рост очевидный. 
Созданы и работают сотни тысяч малых и средних компаний в АПК — агропромышленном комплексе, в торговле, сфере услуг. Достаточно сказать, что в этом секторе, особенно в малом и среднем бизнесе, работает 1,3 млн человек — это 30% работающих. Это приличная цифра. 
Регион активно участвует в реализации национальных проектов и других социальных программах. Например, инвестиции «Газпрома» в газификацию населенных пунктов за 2005-2010 годы составили 4 млрд рублей. Сейчас средний уровень газификации по Северному Кавказу превышает 90% — это гораздо выше, чем во многих других регионах Российской Федерации. 
Были вновь открыты или отремонтированы сотни школ, спортивных сооружений, больниц и поликлиник. Я помню, когда первый раз приехал в Чеченскую Республику в 2000 году, по-моему, в конце 1999-го — школы закрыты, ничего нет, ни стульев, ни парт, все уничтожено, растащено и разбито, дети практически не учились — вообще не учились. 
Повторяю, проблем еще очень много, но ситуация изменилась кардинальным образом. 
Очевидных успехов на сложном пути возвращения к мирной жизни добились многие, в том числе и Чеченская Республика. В частности, в Чеченской Республике вновь заработали системы образования и здравоохранения. За два прошедших года только за счёт федеральной поддержки здесь было введено в строй 53 школы и других учебных заведений, 35 медицинских учреждений, построено 127 км шоссейных дорог. 
Восстанавливаются и жильё, системы связи и коммуникации, другие важнейшие объекты жизнеобеспечения. Отмечу показательный, на мой взгляд, факт: в конце 2009 года аэропорт города Грозного получил статус международного. Ещё несколько лет назад всё это было просто невозможно представить. 
За 10 лет федеральный бюджет вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд рублей, причём если в 2000 году речь шла о 15 млрд рублей, то сейчас в виде дотаций и иных межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты поступает порядка 180 млрд рублей. Понятно, рост — в 12 раз. 
В Северо-Кавказском федеральном округе продолжается реализация трёх крупных федеральных целевых программ. Это «Юг России», федерально-целевые программы по социально-экономическому развитию Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Общий объём их финансирования только в 2010 году составит 20 млрд рублей. 
Как видите, средства и усилия, которые мы вкладываем в Северный Кавказ действительно большие. Они позволяют решать неотложные социальные проблемы, постепенно увеличивать доходы граждан и развивать инфраструктуру. 
Но всё же, несмотря на относительно благополучные показатели экономического роста и бюджетной обеспеченности, кардинально изменить характер региональной экономики не удалось. Здесь недостаточно лишь государственных инвестиций и прямой федеральной поддержки, как бы ни были они велики. Этого мало, чтобы запустить механизмы устойчивого развития, сформировать комфортный и предпринимательский климат, обеспечить выход на рынок новых компаний и создание новых рабочих мест. 
Частные инвесторы — как российские, так и зарубежные — предпочитают часто Кавказу другие площадки. А местный бизнес не имеет достаточных управленческих, кадровых, финансовых ресурсов для реализации планов, рассчитанных на серьёзную перспективу. Да и просто начать своё дело на Кавказе сегодня — большая, а порой и неразрешимая проблема. 
А главное, в регионе практически не уменьшается безработица. Каждый пятый житель сегодня не может найти работу, причём в Ингушетии безработными являются более 50% трудоспособного населения, в Чечне — 30%. 
Хроническая безработица — это, пожалуй, самая острая социальная и, я бы сказал даже, психологическая проблема. Она рождает чувство невостребованности и отсутствия перспективы и больнее всего бьёт, конечно, по молодым людям. Считаю, что именно решение проблемы безработицы должно стать ключевым критерием успешности нашей с вами совместной работы на Северном Кавказе. 
На ближайшие 10 лет нам надо поставить и решить принципиальную задачу — дополнительно создать на Северном Кавказе не менее 400 тыс. новых рабочих мест. И мы все вместе должны это сделать. 
Уважаемые участники конференции! 
Последние месяцы с участием федеральных и региональных структур, экспертов шла подготовка комплексной стратегии развития Северного Кавказа. Она должна задать общую логику для всех уровней власти, бизнеса, общества, консолидировать государственные и частные инвестиции на приоритетных направлениях развития. По сути, речь идёт о полноценном обустройстве социально-экономического пространства Северного Кавказа, о том, чтобы помочь преодолеть существующие барьеры и ограничения, активно вовлечь Северный Кавказ в единые для всей страны экономические и социальные процессы, обеспечить живущим здесь людям такие же возможности, как и в любой другой точке Российской Федерации. 
Нам предстоит грамотно использовать конкурентные преимущества, которые, убеждён, есть в каждом северокавказском регионе — в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии -Алании, Чеченской Республике и Ставропольском крае. 
И очень важно: на конкретных проектах показать потенциальным инвесторам примеры успешной работы на Северном Кавказе, показать, что государство в состоянии эффективно гарантировать безопасность и сохранность инвестиций на Северном Кавказе, защитить их от криминала и чиновничьего произвола, рэкета, наладить эффективное правоприменение без деления бизнеса на «своих» и «чужих». 
Кстати говоря, руководители субъектов Российской Федерации, Северного Кавказа, муниципалитетов должны воспринимать любого инвестора, на мой взгляд, как члена своей семьи, защищать его и оберегать всячески. Здесь, как и в других чувствительных сферах, к сожалению, сегодня нужно ручное управление, и многое зависит от вас. 
Предложенная стратегия, стратегия развития Северного Кавказа, станет предметом открытого обсуждения. И конференция «Единой России» как раз призвана активизировать такую дискуссию — для этого мы с вами сегодня и собрались, чтобы добиться успеха. Добиться успеха можно, только опираясь на понимание и поддержку граждан. 
По каким направлениям мы намерены действовать? 
Во-первых, необходимо менять общественную атмосферу как на самом Северном Кавказе, так и вокруг него. Нужно преодолеть фобии и стереотипы, кардинально улучшить восприятие региона в России и мире в целом. Нужно отдавать себе отчёт в том, что Кавказ по-прежнему служит объектом жёсткой внешней идеологической экспансии, порой замешанной на экстремистских и радикальных установках, идёт борьба за умы, за настроения людей. И здесь мы не можем проиграть, не должны, не имеем права вести себя пассивно и плестись в хвосте событий. 
Северный Кавказ необходимо полноценно интегрировать в информационное и гуманитарное пространство России. На федеральных теле- и радиоканалах должно появиться больше передач о Северном Кавказе, причём к их созданию нужно активно привлекать местных журналистов — здесь достаточно талантливых людей, они хорошо знают и достоинства, и проблемы своего края. 
Хочу подчеркнуть: речь вовсе не идет о том, чтобы искусственно рисовать благостную картинку северокавказской жизни. Нет, нам нужен объективный и честный рассказ о жизни на Северном Кавказе. 
Но самый весомый, убедительный довод — это реальные позитивные изменения, укрепление безопасности, наведение порядка в государственных органах, подъём экономики и социальной сферы и, подчеркну, развитие дееспособного гражданского общества. 
Сегодня люди на Северном Кавказе порой просто не могут достучаться до официальных структур, найти понимание и поддержку, часто упираются в стену равнодушия, круговой поруки и мздоимства. В таком отчуждении между властью и обществом кроются известные проблемы с коррупцией, неблагоприятным деловым климатом, распространением идей экстремизма. 
Обращаясь к нашим сторонникам, к местным структурам «Единой России», хочу сказать: нам нужен постоянный, содержательный диалог с общественными и правозащитными организациями. Конечно, там много людей, которые финансируются извне, но есть и люди, которые искренне сопереживают и искренне хотят улучшений, изменений к лучшему. Нам нужен контакт с духовными лидерами, молодёжью, интеллигенцией и бизнесом. У граждан должна появиться реальная возможность посылать сигналы власти. Только тогда они поверят в то, что государство понимает их нужды и способно подобрать ключи к решению соответствующих проблем. Еще раз подчеркну: добиться зримых изменений в общественной жизни, в настроении людей — это важнейшая политическая задача партии «Единая Россия» на Северном Кавказе. 
Далее, наш следующий приоритет — это образование и современная молодёжная политика, всё то, что определяет будущее и России в целом, и Северо-Кавказского региона. Учитывая благоприятную демографическую обстановку, традиционно высокую рождаемость, на Северном Кавказе надо строить новые школы, решать проблемы детей, которые сейчас вынуждены учиться во вторую смену. 
Кстати, за последние два года на Северном Кавказе было построено в целом 116 школ. Ещё порядка 50 будет построено к началу этого и будущего учебных годов. И безусловно, все школы должны быть оснащены современным оборудованием и учебными пособиями, а школьные и районные библиотеки должны иметь выход в интернет и регулярно пополняться учебниками и литературой на русском языке и языках народов Кавказа. 
Библиотеки могут стать центрами общения, досуга, профессиональной ориентации для молодежи. Считаю, что министерства культуры и образования совместно с субъектами Российской Федерации Северного Кавказа должны найти эффективные формы развития библиотечного дела на Северном Кавказе. Также в 2011 году мы в 3 раза увеличим объем федеральных субсидий на поддержку северокавказских библиотек (с 30 — до 100 млн рублей). 
К сожалению, сегодня многие перспективные проекты в округе не реализуются из-за недостатка специалистов, а отсутствие должной квалификации не позволяет людям устроиться даже на те рабочие места, которые реально им могут предложить. 
Нам предстоит воссоздать эффективную систему подготовки профессиональных кадров. К решению этой задачи намерены привлечь крупнейшие российские компании, которые планируют работать в регионе, да и уже работают. Они могут наладить связи с местными техническими училищами, лицеями, техникумами, помочь им с организацией практики и развитием учебно-производственной базы, а также реализовать собственные, корпоративные учебные программы, направленные на повышение квалификации местных кадров. 
Для примера, в прошлом году компания «Лукойл» обучила более 3,5 тыс. человек, которые работают на её предприятиях, расположенных на Северном Кавказе. 
А вообще для того, чтобы понимать объем, который вкладывают наши крупные корпорации в эту сферу деятельности, — подготовку кадров, — могу сказать, что «Лукойл», «Газпром», «Русгидро», Федеральная сетевая компания, МРСК, «Транснефть», «Роснефть», РЖД предусматривают на корпоративное образование 6,1 млрд рублей. Значительные ресурсы могут быть вложены и здесь. 
Кроме того, мы дополнительно предусмотрим 1 млрд рублей на развитие материальной базы начального и среднего профессионального образования на Северном Кавказе. Это будет сделано дополнительно. При этом обращаю внимание региональных властей: начальное и среднее профобразование находится в зоне вашей прямой ответственности, нужно им вплотную заниматься, настраивать под запросы развития регионов, обеспечивать подготовку наиболее востребованных, дефицитных кадров. 
В Северо-Кавказском округе должен появиться и свой федеральный университет, — мы обсуждали это совсем недавно, думаю, это будет правильно, — как крупнейший образовательный и просветительский центр региона. Он должен будет сосредоточиться на подготовке кадров в тех сферах, которым предстоит стать визитной карточкой Северного Кавказа, в том числе это культура, этнография, народное творчество, туризм, индустрия сервиса, ну, разумеется, сельское хозяйство и переработка. Министерству образования поручено проработать все аспекты создания такого университета и до конца года внести конкретные предложения. Естественно, мы будем заниматься развитием и других вузов, тем более что на Кавказе много крепких учебных заведений с хорошими традициями и репутацией. Кроме того, талантливые юноши и девушки с Северного Кавказа должны иметь возможность получать образование и в ведущих отечественных вузах на всей территории России. 
У нас действует механизм так называемого целевого приема в вузы, однако нужно его серьезно усовершенствовать, установить четкие критерии отбора абитуриентов, повысить прозрачность процедуры отбора, оградив ее от коррупции и кумовства, чтобы возможность учиться получали действительно самые лучшие ребята. Ежегодно в рамках целевого приема будем зачислять в ведущие университеты России 1 тыс. 300 молодых людей с Северного Кавказа. 
Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы эти ребята после учебы возвращались работать в свой родной дом, на свои территории. И местные власти должны создать достойные условия для этих специалистов, помочь им обосноваться, взять ипотеку, построить жилье. Только тогда Северный Кавказ не только перестанет терять свои кадры, но и начнет притягивать квалифицированных специалистов из других регионов Российской Федерации и из-за границы. 
На Северном Кавказе нужно проводить как можно больше российских и международных общественных, экономических, культурных, спортивных форумов: они способны приносить реальную отдачу, в том числе разрушать барьеры, препятствующие нормальным человеческим и деловым контактам. 
Считаю, что и государственная власть, и партия «Единая Россия» должны уделить особое внимание созданию новых площадок для реализации деловых, общественных, творческих способностей и инициатив молодежи. Речь идет о самом широком спектре возможностей — от местных клубов и образовательных олимпиад до Всекавказского молодежного форума и Кавказских спортивных игр, которые впервые пройдут в этом, 2010 году. 
В рамках Всекавказского молодежного форума лучшие молодежные проекты получат гранты общим объемом в 10 млн рублей, а со следующего года мы объем этих грантов увеличим сразу до 100 млн рублей. Каждый, у кого есть способности и интересные идеи, кто готов к созиданию, должен быть уверен, что всегда может рассчитывать на наше содействие и поддержку. Также следует активно включать молодежь в кадровый резерв, привлекать ее к работе в федеральных и региональных органах власти, чтобы молодые люди видели: для тех, кто доказал свою квалификацию и хорошо проявил себя, действительно открыты двери. 
Надо вплотную заниматься подготовкой молодых современных менеджеров и предпринимателей, учить людей грамотно формулировать и реализовывать бизнес-планы, разговаривать на одном, профессиональном, языке с банкирами и инвесторами, надо помогать им с открытием своего дела. Например, в рамках программ развития малого и среднего бизнеса не менее 40% грантов предлагается выделять именно молодым людям. 
В целом будет продолжено развитие всех форм поддержки предпринимательства: кредитной кооперации, микрофинансирования, гарантийных фондов, бизнес-инкубаторов. Тем самым мы не только стимулируем создание новых компаний, но и поможем выйти из тени уже существующему малому бизнесу, обрести легальный, цивилизованный статус и предпринимателям, и, что не менее важно, их работникам. 
Традиции предпринимательства, стремление иметь свое дело сильны на Северном Кавказе. И грамотная реализация этого потенциала обязательно даст свои позитивные результаты, я даже не сомневаюсь. 
Уважаемые коллеги! 
Хотел бы остановиться и на других отраслях, развитие которых определяет качество жизни людей. 
В сфере здравоохранения одной из основных задач на Северном Кавказе является укрепление первичного звена здравоохранения, создание достаточного количества фельдшерско-акушерских пунктов, оснащенных необходимым оборудованием, что позволит максимально приблизить к людям квалифицированную медицинскую помощь. 
И для этого мы намерены в полной мере использовать региональные программы модернизации здравоохранения. Напомню, они запускаются в России с 2011 года. При условии, что субъекты Северо-Кавказского округа подготовят качественные программы и выполнят другие условия получения дополнительных федеральных ресурсов, которые в общем объеме могут прямо в следующем году быть увеличены на 15 млрд рублей, и за счет этих средств привести в порядок и поликлиники, и больницы региона, чтобы они соответствовали современным стандартам оказания медицинской помощи. 
На Северном Кавказе нам уже удалось резко, почти в 2 раза, снизить младенческую смертность, тем не менее она по-прежнему остается одной из острейших проблем региона. Поэтому в рамках нацпроекта «Здоровье» на Северном Кавказе планируется в первоочередном порядке развивать службы помощи матерям и новорожденным, в том числе будет построена Республиканская детская больница в Ингушетии. 
Да и в целом на Северном Кавказе нам надо очень многое построить — и жилья, и социальных объектов. 
Такие масштабные планы, конечно, потребуют увеличения возможностей строительной индустрии и смежных отраслей, тем более что производство основных строительных материалов в округе, таких как кирпич, железобетонные изделия, конструкции и прочее, пока отстает. Поэтому мы считаем перспективным создание новых предприятий по производству строительных материалов в Дагестане, Ингушетии, Чечне. Рынок для их продукции — очень емкий. 
За последние 10 лет объемы жилищного строительства в округе увеличились в 1,5-2 раза. В прошлом году здесь было введено 2,8 млн кв. м жилья. Но нам нужно ориентироваться на б?льшие цифры — возводить 4-5 млн ежегодно. 
Хочу подчеркнуть: государство будет последовательно выполнять свои обязательства по обеспечению жильем граждан. Как и по всей стране, так и на Северном Кавказе жилье получат все нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, а также военные пенсионеры, которые сегодня стоят в муниципальных очередях. 
В округе идёт реализация проектов Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. За счет его ресурсов северокавказский регион получил более 11 (если быть более точным, 11,3) млрд рублей. Здесь уже отремонтировано порядка 3 тыс. многоквартирных домов, условия проживания улучшили порядка 340 тыс. граждан. Просил бы региональные власти более активно пользоваться возможностями, которые предоставляются Фондом жилищно-коммунального хозяйства. 
И особо выделю строительные программы, которые связаны с залечиванием ран, нанесенных Кавказу в предыдущие годы. В ближайшие годы мы завершим восстановление Грозного как красивого, современного и удобного для жизни города. Одним из приоритетов в этой работе является развитие систем ЖКХ, коммунальной инфраструктуры, коммуникаций для нужд быстро растущего города. Здесь есть свои программы, и я сейчас не буду на них останавливаться — они хорошо известны. 
Я уже говорил сегодня о специальной программе социально-экономического развития Ингушетии с объёмом финансирования 32 млрд рублей. Здесь намечены большие планы по обновлению жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, строительству объектов транспорта, связи и социальной инфраструктуры. Предстоит завершить переселение людей, дома которых пострадали из-за оползней в Малгобекском районе Ингушетии. 
Но существуют и объективные проблемы: программа такого масштаба в Ингушетии реализуется впервые, у наших коллег ещё нет необходимого опыта по подготовке документации и решению других сопутствующих вопросов. Считаю необходимым поручить Министерству регионального развития оказывать постоянную методическую поддержку властям республики, чтобы выделенные средства как можно быстрее принесли реальную отдачу, воплотились в конкретных проектах. 
Четвертое направление нашей работы — это обеспечение качественного и эффективного экономического роста на Северном Кавказе. По сути, это ключевая задача. Сегодня округ сильно отстаёт по основным социально-экономическим показателям. Нам надо сократить, а в перспективе и преодолеть этот разрыв. А для этого нужно, чтобы ежегодный подъем экономики северокавказского региона составлял порядка 10%. Я вот назвал эту цифру — я думаю, что здесь много специалистов, которые способны оперировать цифрами на экспертном уровне, — мы с вами понимаем, что это очень сложная задача, но её необходимо решать. 
Разумеется, мы приветствуем любые проекты, которые будут вносить вклад в развитие Северного Кавказа. Однако со своей стороны планируем особо поддержать те отрасли, которые являются естественными для федерального округа, имеют здесь давние традиции, опираются на реальную базу, на географические, природные, кадровые ресурсы региона и, что для нас принципиально важно, способны активно генерировать новые рабочие места. 
Помимо строительной индустрии, ведущими отраслями для Северного Кавказа, по нашему мнению, могут быть агропромышленный комплекс, туризм, санаторно-курортные услуги, переработка. Естественно, к ним нужно добавить развитие инфраструктуры, электроэнергетики и ТЭКа. В АПК, как я уже сказал, главная наша задача — сформировать эффективную систему переработки и сбыта сельхозпродукции. Сегодня крестьяне зачастую не могут с выгодой и без лишних издержек реализовать свою собственную продукцию — нужно существенно улучшить ситуацию, обеспечить стабильный сбыт и резко повысить доходы фермеров, личных подсобных хозяйств, которые составляют основу сельской экономики Северного Кавказа. 
Отмечу также, что только один Россельхозбанк выдал в регионе более 35 млрд рублей кредитных ресурсов и его программы по поддержке аграрной отрасли Кавказа будут продолжены. 
Северокавказскому региону есть что предложить и в такой перспективной сфере, как туризм, причем самых разных направлений — и горнолыжный, и этнографический, и познавательный, да и просто для семейного отдыха. В прошлом году курорты округа посетили 1 млн 800 тыс. туристов. Я думаю, что это только начало, а потенциал, конечно, гораздо больше. 
В качестве стартового проекта мы намерены сформировать единый кластер горнолыжного туризма — от Каспия до Чёрного моря. Покатаемся! (Смех) В него войдут такие курорты, как «Матлас» в Дагестане, «Мамисон» в Северной Осетии, «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, а также Лаго-Наки в Адыгее. Формально последний из названных курортов находится в Южном федеральном округе, но он будет вписан в единую транспортную и энергетическую инфраструктуру этого проекта. В целом эти курорты смогут одновременно принимать до 100 тыс. туристов и принесут региону порядка 160 тыс. новых рабочих мест. 
Хочу подчеркнуть: речь идёт о живой, абсолютно реальной бизнес-идее. К ней проявляют серьёзный интерес частные компании — как российские, так и зарубежные. Она предметно обсуждалась в рамках недавно проведенного Петербургского экономического форума. 
И чтобы поддержать такой интерес, ускорить запуск проекта, уставной капитал компании «Особые экономические зоны» уже в 2010 году будет увеличен на 2 млрд рублей. Эти средства будут использованы на проведение необходимых подготовительных работ к реализации этого проекта. 
И наконец, в регионе исторически существует уникальный центр здоровья — это Кавказские Минеральные Воды, где мы находимся. Мы можем вернуть ему — и должны вернуть ему — былую славу и привлекательность, более того, создать здесь высокотехнологичную санаторно-курортную и лечебную индустрию национального масштаба. 
Следующий наш крупный приоритет — это включение Северо-Кавказского региона в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей, в крупные, стратегические проекты и, конечно, развитие, как я уже говорил, инфраструктуры. 
Для многих северокавказских городов серьёзной проблемой является транзит грузового транспорта. Он ухудшает экологию, мешает людям жить, а значит, нужно проектировать и строить автодорожные обходы в Нальчике, Ставрополе, Владикавказе, Моздоке, Гудермесе и Беслане. 
Строительство автодорожных обходов Моздока, Нальчика, Владикавказа, Ставрополя уже начато. Обход Гудермеса — в стадии проектирования, обход Беслана планируется построить в период до 2015 года. 
Кроме того, мы ведём активную реконструкцию федеральной трассы «Кавказ». Также завершаем строительство дороги Махачкала-Ботлих и Гимринского туннеля. Знаю, там много проблем, к сожалению технологических, но мы все равно доведем это до конца, поскольку это жизненно важно для горных районов Дагестана. А новая дорога Кисловодск-Эльбрус станет основой для развития туристического кластера. 
В ближайшие годы будут реконструированы все — хочу подчеркнуть: все — опорные аэропорты Северного Кавказа: Магас — в Ингушетии, Беслан — в Северной Осетии-Алании, аэропорты «Шпаковское» и Минеральные Воды в Ставрополе. Современный аэропортовый комплекс построим в Нальчике. 
Кстати, в 2010 году выделены федеральные средства на реконструкцию трех аэропортов — «Кавминводы», «Магас» и «Грозный» в объеме 485 млн руб. 
Готовы использовать и преимущества кооперации в сфере транспорта. Совместно с нашими абхазскими партнерами намерены продвигать проект строительства автодороги Черкесск-Сухум. 
А в целом мы видим реальную перспективу встраивания Северного Кавказа в международный транзитный коридор «Север-Юг», который соединит Россию и Европу с государствами Персидского залива и Центральной Азии. Отмечу, что в рамках этого проекта Махачкала может стать одним из ведущих морских торговых портов Российской Федерации. 
К реализации инфраструктурных планов привлечены крупнейшие российские компании и инфраструктурные монополии — «Газпром», РАО «РЖД», Федеральная сетевая компания и другие. И каждая из них в рамках своей инвестиционной программы будет строить объекты на Северном Кавказе. Например, в сфере энергетики компания «Русгидро» уже в 2010 году завершит строительство ГЭС «Кашхатау» в Кабардино-Балкарии. В планах до 2015 года — запустить на полную мощность Зеленчукскую ГЭС в Карачаево-Черкесии и Зарамагскую ГЭС в Северной Осетии, достроить ГЭС в Дагестане. Силами сетевых компаний будут проложены или реконструированы 5,5 тыс. км электросетей. Всё это — задел под будущий экономический рост, под создание на Кавказе новых предприятий. 
Как вы знаете, в этом году началась промышленная добыча углеводородов в российском секторе Каспийского моря. Газ северного Каспия станет ресурсной базой для формирования на Ставрополье мощного газохимического комплекса, экологически безопасного и основанного на самых современных технологиях глубокой переработки сырья. 
А компания «Роснефть» начинает строительство в Чечне крупного нефтеперерабатывающего завода, благодаря которому республика вновь вернёт себе позиции одного из передовых центров российской нефтянки и нефтехимии. Пуск предприятия намечен на 2014 год. 
Общий объем инвестиций, кстати, тоже немаленький — 17 млрд рублей. 
И конечно, на Северном Кавказе должны появляться высокотехнологичные производства. Пока их немного — считанные единицы, но они все-таки есть. Например, во Владикавказе успешно развивается проект в сфере микро- и фотоэлектроники предприятия «Баспик». Мы сегодня, надеюсь, об этом услышим. А в Ставропольском крае при участии компании «Роснано» ведутся перспективные работы по созданию производства солнечных энергоустановок. 
Уважаемые коллеги! 
Для реализации заявленных планов нам нужна эффективная система управления. Это касается как государственных органов, так и финансового, организационного сопровождения конкретных проектов. Именно поэтому был создан новый Северо-Кавказский федеральный округ, а его глава получил специальные полномочия и представителя Президента, и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. 
Важнейшей задачей является наведение порядка во власти. И начать надо с изменения принципов работы территориальных органов федеральных ведомств. Сегодня они порой отстранены от реальных проблем и при этом дискредитируют государство, втягиваются в межклановые и бизнес-разборки, часто демонстрируют вопиющую некомпетентность. 
По большому счету необходимо провести ревизию функций всех 113 федеральных структур, расположенных в округе, добиться, чтобы территориальные органы служили оплотом законности и порядка, на деле работали на развитие и поддержку регионов. 
Образуем в округе специальное подразделение Министерства регионального развития, которое должно будет обеспечить координацию и согласованность действий всех федеральных структур по вопросам, входящим в полномочия Правительства, и будет опорой для полпреда Президента и зампреда Правительства. 
Появятся и специальные институты развития, ориентированные на регион. Прежде всего, намерены создать специализированный филиал Внешэкономбанка для Северного Кавказа. Он возьмёт на себя отбор и последующее финансовое, организационное, инжиниринговое сопровождение проектов, а также выполнение одной из ключевых задач, стоящих сейчас перед нами — привлечение частных инвестиций, включая поиск и работу с инвесторами, распространение лучшей практики, формирование привлекательного для инвесторов бренда Северного Кавказа. 
Крупнейшие российские банки с госучастием — Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Сбербанк — уже запустили программы содействия предпринимательству на Северном Кавказе. Только малым и средним компаниям округа предоставлено свыше 50 млрд рублей кредитных ресурсов. 
В целом работа над стратегией развития Северного Кавказа показала, что в регионе много интересных бизнес-идей и часто основным препятствием к их реализации является недоступность кредитных ресурсов. Прямо скажем: банки пока осторожничают, но их можно понять. Поэтому мы и приняли следующее решение, о котором я сейчас скажу. Минфин будет выдавать госгарантии в размере до 70% от объема кредитов, направляемых на финансирование проектов в Северо-Кавказском федеральном округе. Такое серьезное обеспечение, надеюсь, позволит снизить риски, а значит, и стоимость кредитования. 
Кроме того, будет проведена дополнительная капитализация Инвестфонда в объеме 6 млрд рублей и эти средства специально будут зарезервированы под задачи развития региона. 
Уважаемые друзья, коллеги! Уважаемые жители Северного Кавказа! 
Веками на этой земле жили люди разных национальностей, говорящие более чем на 100 языках, — их судьба связана между собой, связана Кавказом. 
При всех различиях традиций и вероисповеданий у народов Северного Кавказа общие ценности и общие устремления. У горцев и казаков, у христиан и мусульман — единое для всех уважение к старшим, семейному очагу, труду и ратной доблести. 
Мы вместе с вами отстояли и защитили эту землю, причем неоднократно. И сейчас у нас нет никакого морального права отступать, когда мы вышли на этап позитивного развития. Всем нам нужен мирный и процветающий Кавказ, где каждый может своими руками, своим честным трудом построить будущее и для себя, и своих детей. 
Спасибо вам большое за внимание. 
* * * 
Я хочу обратить внимание всех собравшихся в этом зале, всех коллег, насколько разнообразные проекты представлены сегодня здесь представителями различных направлений деятельности — и переработка сельхозпродукции, и высокие технологии, и инфраструктурные проекты, и жилье. Мне кажется, что это как раз показывает многообразие возможностей региона Северного Кавказа. 
А в этом залог успеха. Вот это многообразие и обеспечивает эффективность и стабильность. Почему мы так пострадали в период мирового финансового, экономического кризиса? Да потому, что у нас этого разнообразия в экономике пока нет. Мы не можем его добиться. Она у нас в основном сырьевой направленности. Мировые рынки энергоресурсов, металлургической промышленности, химии «присели». И сразу же у нас двойной удар пошел по экономике — и цены снизились, и объемы продаж сократились. Двойной удар! Такому двойному удару, наверное, ни одна другая экономика мира не подверглась. 
А была бы у нас более диверсифицированная экономика, более разнообразная — одни секторы «присели», а другие оставались бы на плаву. И тогда в целом ситуация была бы более сбалансированной. 
То, что было сегодня представлено, как раз говорит о сбалансированном развитии экономики региона. По этому направлению нам вместе и нужно двигаться. Давайте поговорим и по этим проектам, и по другим, и по ситуации на Северном Кавказе. Пожалуйста. 
У кого есть какие-то соображения, предложения, идеи, вопросы — прошу вас! 

 

http://edinros.er.ru/er/text.shtml?14/4565,110028