БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Путин: В целом нужно добиваться того, чтобы как можно больше людей, используя различные механизмы, могли решить свои жилищные проблемы.
Нам надо начать активно наращивать объёмы жилищного строительства
Лидер «Единой России», Председатель Правительства РФ Владимир Путин провёл в Кирове совещание по вопросам развития жилищного строительства в регионах
07.02.2011 13:40 МСК

 

«Уважаемые коллеги, добрый день!

Вы знаете, что в конце 2010 года мы приняли новую федеральную целевую программу «Жилище». Она рассчитана на период до 2015 года. Инвестиции в программу за счёт разных источников составят более 600 млрд рублей.

Но дело не только в финансовых параметрах. По сути, мы определяем новые подходы и более высокие ориентиры в жилищной политике. Прежде всего нам нужно окончательно преодолеть последствия кризиса и вновь начать активно наращивать объёмы жилищного строительства. За предстоящие пять лет нужно добиться роста в 1,5 раза – с 58 млн кв. м в 2010 году до 90 млн кв. м в 2015-м. Всего же за период действия программы должно быть построено почти 370 млн кв. м жилья. Следует добавить, что уже в 2016 г. планируется выйти на объём строительства 100 млн кв. м в год, а к 2020 г. – 142 млн кв. м.

Убеждён, это вполне реалистичные планы. Уже сейчас в отрасли накоплен неплохой задел из начатых строек, что создаёт базу для пуска новых домов в текущем и последующих годах. Необходимо отметить, что в прошлом году 52 российских региона сохранили, а ряд из них и увеличили объёмы ввода жилья. Мы сегодня с некоторыми из них пообщаемся в режиме видеоконференции. Кстати говоря, по информации Минрегиона, в 2010 году введено, как я уже сказал, 58,1 млн кв. м – это 97% к уровню 2009. Как видим, небольшое снижение в целом по стране всё-таки есть.

Серьёзный рост масштабов строительства нам нужен, чтобы сформировать баланс спроса и предложения, тем самым гарантировать предсказуемость жилищного рынка, застраховать его от рисков ценовых скачков, обеспечить стабильность, ещё лучше – снижение цен на жильё, значит, и реальную перспективу для граждан обзавестись своей квартирой или домом.

Подчеркну, не абстрактные квадратные метры нужны, а именно доступность качественного жилья для людей, решение жилищных проблем конкретной российской семьи. Вот это должно стать главными, базовыми показателями эффективности и результативности нашей работы в этой сфере. Поэтому мы продолжим реализацию планов по обеспечению жильём ветеранов, военнослужащих, военных пенсионеров, других категорий граждан, перед которыми у государства есть прямые обязательства, – я имею в виду северян, вынужденных переселенцев, чернобыльцев.

Будем оказывать поддержку молодым семьям, вместе с регионами предоставлять им субсидии для участия в ипотечных программах, как, например, сейчас мы видели, делается у Никиты Юрьевича Белых (губернатор Кировской области) здесь, в Кировской области. Рассчитываем, что за ближайшие пять лет с помощью государства свои жилищные условия улучшат более 170 тыс. молодых семей.

В целом нужно добиваться того, чтобы как можно больше людей, используя различные механизмы, могли решить свои жилищные проблемы. Так, уже в 2015 году не менее трети российских семей должны иметь возможность приобрести жильё с помощью собственных или заёмных средств, за счёт жилищных кредитов, социальных субсидий, материнского капитала. Сейчас это только порядка 12%.

Здесь важно отметить, что в прошлом году начал восстанавливаться рынок ипотечного кредитования. Объём выданных жилищных кредитов вырос в 2,5 раза. При этом снижается и средняя ставка по ипотеке, хотя она пока всё-таки ещё большая – 13,2%. Думаю, что это всё-таки многовато. Она снизилась у нас: была 14,4%. Снизилась с 14,4% до 13,2%, но нужно стремиться к дальнейшему её понижению. Необходимо продолжить работу по повышению доступности ипотечного кредита. В 2010 году мы направили порядка 250 млрд рублей на поддержку ипотеки, рефинансирование ипотечных кредитов, задействуем возможности ВЭБа и АИЖК.

Но очевидно, что решение проблемы выходит за рамки только жилищного рынка. Чтобы и дальше кардинально снижать стоимость жилищного кредита, надо подавлять инфляцию, обеспечивать стабильность всех ключевых макроэкономических показателей, и мы, конечно, намерены и будем это делать, будем уделять этим проблемам первостепенное внимание.

Кстати говоря, месячный уровень ставок по ипотечным кредитам в рублях в ноябре 2010 года достиг 12,6%, а исторический минимум был зафиксирован в I квартале 2008 г. – 12,4%. В целом мы к этому уровню с вами приближаемся.

План на 2011 год по объёмам выданных ипотечных кредитов – 540 – 580 млрд рублей, а максимум был зафиксирован в 2008 г. – 650 млрд руб. Думаю, что мы должны выйти на эти объёмы в 2012 году.

Конечно же, особые акценты мы обязаны сделать на качестве и комфорте жилья. Нельзя решать жилищную проблему в стране, опираясь на архаичные технологии, предлагать людям убогие, безликие бетонные коробки. Нам необходимы передовые архитектурные, строительные решения, в том числе по малоэтажному жилью. Нужно внедрять самые современные стандарты в сфере энергоэффективности и безопасности, заниматься комплексным освоением территорий, чтобы рядом с новыми жилыми домами появлялись и детские сады, и школы, и поликлиники, и спорткомплексы. Также должны быть предусмотрены комфортные условия для людей с ограниченными возможностями.

Сегодня мы посетили микрорайон «Солнечный берег» здесь, в Кирове. Этот проект реализован на землях и при поддержке Фонда развития жилищного строительства. И здесь как раз виден новый подход. Сейчас только с губернатором об этом говорили: это действительно доступное жильё – и качественное, и современное, и экономичное. Цены на квартиры в новом микрорайоне ниже, чем на первичном рынке города Кирова. Здесь у вас 32 тыс. рублей получается за 1 кв. м, а они в этом микрорайоне за 26 тыс. 790 рублей квадратный метр строят. И качество хорошее, и инфраструктуру делают.

Важно, что фонд РЖС стал реальной силой, способной задавать тенденции в строительной индустрии и по качеству строительства, и по ценовой политике. Что касается качества, применяются как раз эти энергосберегающие технологии – и рамы новые, и материалы строительные новые. В общем, удачный проект. Рассчитываем, что фонд и в дальнейшем будет активно заниматься обустройством участков, готовить их к застройке, содействовать их освоению.

Считаю, что мы должны создавать базу для работы фонда РЖС на длительную перспективу, обеспечить его земельными ресурсами, тем самым дать ясный сигнал партнёрам фонда и потенциальным инвесторам.

Прежде всего речь идёт о продлении моратория для ведомств и учреждений на распоряжение участками, находящимися в федеральной собственности, чтобы эти земли не выводились из оборота под разными предлогами, а поступали фонду РЖС для целей жилищного строительства.

Уже в 2012 году до 30% строительства жилья будет осуществляться при содействии фонда РЖС. Причём как обязательное условие при заключении контрактов фонд будет требовать от застройщиков применения современных строительных материалов и технологий, как это было сделано здесь, в том микрорайоне, где мы сегодня были. Кстати, считаю, что при закупке жилья для госнужд мы, конечно, должны руководствоваться обоснованными ценами за квадратный метр и так же требовать применения современных материалов и энергосберегающих технологий.

Уважаемые коллеги! Конечно же, основная практическая работа по созданию условий для роста жилищного строительства предстоит в регионах и муниципалитетах. Мы договорились, что к 1 января 2011 года все субъекты Федерации при поддержке Минрегиона подготовят или актуализируют свои программы развития жилищного строительства. И такая работа проведена. Я хочу поблагодарить всех руководителей регионов, кто эту работу проделал. Но сейчас эти планы важно ответственно исполнять.

На что хотел бы обратить внимание. Первое. Надо и дальше снижать административные барьеры, обеспечивать максимально упрощённый порядок согласования проектной документации и предоставления земельных участков, прежде всего под жильё экономкласса и малоэтажную застройку. И напомню, что по нашим планам доля жилья экономкласса должна возрасти до 60% в 2015 году.

Второе. Как мы и договаривались, следует в кратчайшие сроки завершить разработку всех документов территориального планирования.

Третье. Необходимо заниматься комплексным развитием социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, чтобы её отсутствие не сдерживало начала строек и ввода домов в эксплуатацию. ЖКХ может и должно быть эффективным.

Четвёртое. Это поддержка реальной конкуренции на региональных строительных рынках. Здесь нельзя потворствовать монополизму, нельзя допускать, чтобы к участию в конкурсах имели доступ лишь свои, близкие застройщики. В то же время нужно отсекать фирмы, которые, не имея ни квалификации, ни строительных мощностей, демпингуют за счёт разного рода сомнительных каналов, выигрывают конкурсы, а затем, сами ничего не делая, лишь снимают проценты, передают стройку в субподряд другим организациями. И нужно выработать соответствующую практику. Здесь сложностей никаких нет. Нужно предъявлять просто при допуске к конкурсам и аукционам определённые требования к застройщикам, к строительным компаниям. У них должны быть оборотные средства, должны быть техника, люди, опыт, объёмы строительства, которые они завершили, закончили в предыдущие сроки своей деятельности.

Пятое. На уровне регионов следует активно поддерживать развитие и модернизацию местной стройиндустрии, нацелить её на выпуск энергоэффективных и экономичных строительных материалов. Обращаю внимание: по итогам каждого года будем смотреть, как реализуются региональные программы, как достигаются целевые ориентиры по строительству и вводу жилья. Со своей стороны намерены поощрять инициативу регионов, оказывать финансовую помощь тем субъектам, которые добиваются лучших показателей в развитии жилищного строительства. На эти цели в федеральной целевой программе «Жилище» заложен 21 млрд рублей.

И ещё один существенный момент. Необходимо обеспечить чёткую координацию региональных программ и планов федеральных ведомств по строительству жилья, чтобы дома, которые мы строим для военнослужащих, других категорий граждан, не стояли в чистом поле, а были гармонично вписаны в развивающуюся среду населённых пунктов, чтобы граждане, получившие такие квартиры или дома, могли бы пользоваться нормальными подъездными путями, социальными объектами, имели возможность для будущего трудоустройства. Это очень-очень важно. Такую координацию между различными программами, ведомствами, между регионами может и должно обеспечить Министерство регионального развития».

 

ПРЕСС-СЛУЖБА ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»