БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

А.П. Бугаев
Новый закон принят в интересах России и россиян
Заместитель председателя Брянской областной Думы, заместитель секретаря регионального политсовета БРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по идеологии Анатолий Бугаев прокомментировал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
28.06.2010 17:59 МСК

С 1 января 2011 года вступает в действие Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Важнейший законодательный акт вызвал массу откликов и толкований. В основном – в поддержку принятых мер.

Вместе с тем, высказываются и такие суждения, что реализация Закона может привести к ряду нежелательных последствий. Понять сомневающихся можно, ведь поправки касаются очень чувствительной бюджетной сферы — учреждений образования, здравоохранения, культуры, от самочувствия которых во многом зависит социальная, психологическая, да и политическая ситуация в обществе.

Сконцентрирую свое внимание на системе образования, как наиболее мне близкой (доводы, которые приведу, можно отнести и к другим бюджетным структурам).

Приходится слышать, что принятие данного Закона приведет к приватизации имущества образовательных учреждений. То есть, они станут фактически частными — со всеми вытекающими последствиями. Но, в соответствие с нормами статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», собственником всегоимущества бюджетных учреждений является либо Российская Федерация, либо ее субъект, либо муниципальное образование. Так что ни о какой приватизации школ, техникумов или вузов не может быть и речи.

Невозможно признание бюджетного учреждения несостоятельным (банкротом), на что также указывает Гражданский кодекс (ч.4, ст. 61). Отсюда ошибочно мнение о том, что новые бюджетные учреждения в обеспечение своих договоров будут закладывать земли и имущество, отдавать их за долги. Все движимое и недвижимое имущество переданы тем же общеобразовательным школам в оперативное управление, и самостоятельно, без согласия собственника, распорядиться этим имуществом они, на основании положений статей 120 и 296 Гражданского кодекса, не могут. Без согласия собственника они не вправе распоряжаться и особо ценным движимым имуществом (ст. 298 ГК РФ).

В дополнение к Земельному кодексу аналогичная норма, определяющая ограничение оборотоспособности земельного участка, предоставляемого бюджетному учреждению, установлена в статье 9.2 Закона «О некоммерческих организациях».

Очень важный момент: в новом Законе усиливается норма о том, что бюджетные учреждения являются классическими некоммерческими организациями с ограничениями сферы деятельности, приносящей доход (ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях»). Такой подход создает определенный защитный механизм от излишней коммерциализации образовательных учреждений. Поэтому опасения, что они станут свертывать объемы бесплатных услуг, что среднее образование может стать повсеместно практически платным, а значит, непосильным для значительной части граждан с низкими доходами, тоже не имеют основания. В соответствии с Законом, бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания. А также — в рамках госзадания, если это предусмотрено федеральным законодательством, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Иными словами, существует федеральный образовательный стандарт, и он должен быть обеспечен.

Для примера. Финансирование системы образования Брянской области – неизменно в числе важнейших приоритетов в политике руководства региона. В рамках областного бюджета на текущий год предусмотрено выделение на ее нужды 2 млрд. 300 млн. рублей. В связи с переходом учреждений образования и здравоохранения на отраслевую систему оплаты труда с 1 сентября 2010 года, принято решение о дополнительном финансировании системы образования в объеме более 140 млн. рублей. В следующем году фонд оплаты труда работников образовательных учреждений превысит 430 млн. рублей.

К несомненным плюсам принятого Закона следует отнести и то, что финансирование учреждений увязывается с показателями эффективности оказания услуги. Таким образом, создается мотивация для экономии средств: неиспользованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленные образовательному учреждению, остаютсяв его распоряжении (п. 10 ст. 19 Закона).

А насколько оправданы опасения по поводу возможных массовых увольнений работников? Судите сами. В Законе (п.7 ст. 20) прямо указано, что, в связи с его принятием, не требуется переназначение руководителей и работников существующих бюджетных учреждений. Но определенные трудности в этом вопросе всё же имеются. Связаны они с необходимостью проведения в сфере образования оптимизации бюджетных расходов. Ведь в отрасли немало проблем. Самая, пожалуй, острая – невысокая заработная плата. За счет оптимизации расходов можно улучшить материальное положение работников образования. Решение этой задача – в числе главнейших направлений в деятельности региональной и местных властей.

Не могу не указать и на такой момент. В рамках нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, когда заработная плата педагогических работников зависит от количества учащихся в классе и от результатов, качества их труда, нужен четкий, экономически обоснованный финансовый норматив на подготовку ученика. Это – одна из основ нормального функционирования школ. К сожалению, пока такой норматив не определен, и это осложняет ситуацию.

В данной статье затронуты вопросы, наиболее часто звучащие в ходе дискуссий о судьбе бюджетных учреждений, а значит – о судьбе практически каждого россиянина. Ведь образование, здравоохранение, культура – это то, что объединяет жизненные интересы жителей страны. Хочется сказать в заключение тем, кто испытывает обеспокоенность в связи с принятием Закона: не нужно спешить с выводами, давайте посмотрим, как будет он работать. Как всякий законодательный акт, Закон может корректироваться, совершенствоваться.

 

По информации пресс-службы Брянской областной Думы