БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Бугаев: Никаких условий для введения платного образования в общеобразовательных школах быть не может
Обучение останется бесплатным
Интервью с председателем исполкома Ассоциации педагогических работников области
11.07.2011 14:24 МСК

 

В связи с предстоящим переходом учреждений образования в статус бюджетных, казенных или автономных, с которым каждое из них  будет определяться с учетом своих условий и возможностей, в родительской среде возникают опасения, а не станет ли обучение в обычной школе платным? Беспокойства родителям, да и всей общественности, прибавила возникшая в недрах Министерства образования и науки и, видимо, недостаточно ясно поданная реформаторская инициатива разделить школьные предметы на обязательные и «по выбору», причем в число обязательных не попали те, которые принято считать базовыми. Так, по крайней мере, было воспринято в обществе это предложение, вызвавшее возмущение и вопросы, на которые ответственные лица поспешили дать ответ, сводившийся в основном к одному: «Нас неправильно поняли».

Так каким же будет школьное образование — платным или, в соответствии с Конституцией РФ, бесплатным? Будет ли власть по-прежнему оказывать поддержку образованию? На эти вопросы отвечает представитель региональной законодательной ветви власти, заместитель председателя областной Думы, председатель исполкома Ассоциации педагогических работников области Анатолий Петрович Бугаев.

— Сейчас распространяется очень много слухов по поводу того, что будет платное образование в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях в связи с тем, что принят закон об автономных, бюджетных, казенных учреждениях. Порождается очень много домыслов. Могу сразу ответить на них: платного школьного образования нет и быть не может, так как общеобразовательная школа, где мы обучаем своих детей, государственная. И регионы, исполняя государственные полномочия, полностью обеспечивают зарплатой педагогов, а школы — материальными ресурсами. В связи с этим я могу сделать простое, но ясное и громкое заявление по этому поводу, что никаких условий для введения платного образования в общеобразовательных школах быть не может.

Есть другая сторона этого вопроса. Становясь автономным,  общеобразовательное учреждение, не теряя возможности получения государственных ресурсов, может какие-то средства зарабатывать само и оставлять их на своем расчетном счете. Они будут поступать, накапливаться, и  то ли попечительский совет, то ли наблюдательный совет, то ли совет школы эти деньги могут распределять, отпуская на питание школьников, стипендии, приобретение материальных ресурсов…

— У школы, действительно, лишних денег не бывает. И зарабатывая их в статусе автономного учреждения, она тем самым будет укреплять свою материально-техническую базу. Но наверняка она по-прежнему будет нуждаться в государственной поддержке, как и сейчас. Предполагается ли, кстати, в ближайшем будущем усиление этой поддержки на региональном уровне?

— Несомненно, и примером может служить следующий факт. 30 июня областная Дума рассмотрела проект о внесении изменений в Закон Брянской области о бюджете на 2011 — 2013 годы и приняла такое решение: 455 млн. рублей передать системе образования через департамент образования. Они пойдут на повышение оплаты труда в детских дошкольных учреждениях, несмотря на то что они подведомственны муниципальным образованиям. Тем не менее администрация Брянской области во главе с губернатором Николаем Васильевичем Дениным и Дума эти деньги отдают в рамках целевых субсидий. Об этом можно четко заявить. Оставшиеся финансовые средства пойдут на обеспечение материальных ресурсов, увеличение оплаты труда на 30 процентов педагогическому составу.

Принимая это решение, мы прежде всего выполняем поручение нашего лидера партии «Единая Россия», премьер-министра Владимира Владимировича Путина. Во-вторых, в последнем Послании Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева прозвучало, что во главу угла надо поставить увеличение заработной платы работникам всей бюджетной сферы — и врачам, и учителям, и специалистам других категорий. Поэтому, естественно, в бюджете 2012 — 2014 годов мы будем учитывать все те направления, которые отвечают задаче повышения заработной платы работникам системы образования.

В системе образования идет модернизация, в русле которой переход на новые образовательные стандарты в начальной школе, на новые учебники, особенно в первых классах. В связи с этим мы заложили 24 млн. рублей на приобретение формы первоклассникам, причем заказ будет размещен на нашем местном предприятии — Брянском камвольном комбинате. Что же касается непосредственно обеспечения образовательных стандартов нового поколения и ведения внеклассной работы, выполнения учебного плана, думаю, что мы тоже в полном объеме будем выполнять в этом направлении свои полномочия.

Модернизация в сфере образования сопровождается процессами, направленными на снижение расходов. Как следствие, где-то идут сокращения, но губернатор перед всеми нами поставил задачу: проводить оптимизацию крайне взвешенно. Необдуманной оптимизации нет и быть не может. А то скоро некому будет охранять учебные учреждения, соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы (техничек не хватит), а без рабочих, понятно, не осуществится никакой ремонт. В минувший понедельник мы с представителями Жуковского, Жирятинского, Дятьковского районов встречались с губернатором, и он сказал: «Там, где, если вы видите, людям негде работать, особенно в сельских школах, поселках, и они не могут найти другой работы, бездумную оптимизацию не проводить». Отстаивать следует интересы учебных учреждений, это в первую очередь. В большей степени сокращения могут касаться управленческого состава, это другое дело. Надо отличать одно от другого. Поэтому все разговоры, касательно этой ситуации, служат, я вижу, прежде всего нагнетанию политической атмосферы, негативной, которое не имеет ни экономического, ни какого-либо иного повода.

— Анатолий Петрович, в учительской среде возникает вопрос, как используются сэкономленные в ходе оптимизации расходов средства, не лучше ли направлять их на повышение социального престижа педагогов, их зарплат? И уместно спросить, из каких средств вообще оказывается дополнительная поддержка образования, о которой вы сказали?

— Мы только на четыре месяца — на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — на образование даем 455 млн. Откуда они складываются? Это внутренние ресурсы бюджета. Их мы и направляем на повышение заработной платы. Сегодня тяжелейшая ситуация в дошкольных учреждениях. Так сложилось. Зарплата — 2800, 2900. Им доплачивают до 4300 рублей. То есть зарплата по сути дела не растет, а муниципальные образования не имеют возможности сегодня увеличить заработную плату. 110 млн. берем из областного бюджета и направляем куда? На дошкольные учебные учреждения.

— В виде субсидий?

— Совершенно верно, причем целевых. И даем полномочия муниципальным образованиям самим разделить эти средства. Мы увеличиваем фонд оплаты труда на 30 процентов. Выделяем на повышение зарплат учителей 95 млн. рублей. Откуда эти деньги? Они и берутся из внутренних резервов.

А у нас доходная часть за пять месяцев с начала года выросла почти на 800 млн. рублей. Мы строительный комплекс поддержали, учительство поддержали. Из этих же ресурсов.

— То есть из прибавки в бюджет по итогам работы области за пять месяцев? И плюс сэкономленные в ходе оптимизации средства?

— И плюс сэкономленные деньги.

— Возвращаясь к началу беседы, хотелось бы коснуться такого вопроса, хотя в своевременности его возникают сомнения. Поскольку учреждение образования может стать автономным, благодаря чему оно станет зарабатывать дополнительные средства?

— Полагаю, что этот вопрос, скорее всего, не сегодняшнего дня. Это вопрос завтрашнего дня. Учреждения не определились, нет соответствующей документации. Слава богу, что образование отчасти консервативно. Шаг вперед сделать  очень быстро можно. Но нормативно-правовые акты сегодня меняются. Будут вноситься изменения в Закон об образовании. Мы готовим новую большую программу развития образования Брянской области. Поэтому я понимаю управленческий корпус, который относится к этому вопросу крайне осторожно. Наломать дров всегда можно, как исправлять потом?

Нужна наработанная практика. И что еще очень важно, стандарт затрат на одного ученика в полном объеме в России еще не выработан. Только тогда мы по-настоящему придем к качеству образования, то есть не только его содержания, но и обеспечения содержания, если этот стандарт будет принят и «заработает».

 

Беседовал Владимир СИЛАЕВ

«Брянская учительская газета» № 26 8.07.2011 г.