БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Партия должна активно участвовать в политической борьбе
01.03.2010 20:50 МСК

С докладом на XI съезде «Единой России» выступил председатель Партии, председатель правительства РФ Владимир Путин:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Борис Вячеславович,
Дорогие коллеги, гости!
У нас 36 иностранных делегаций присутствует. Давайте их тоже поприветствуем. Спасибо.
За минувший год всем нам пришлось пройти через серьезные испытания, выдержать жёсткую проверку на прочность.
Я, когда готовился к сегодняшнему мероприятию, вспоминал о том, о чем мы говорили с вами год назад на прошлом съезде партии — он состоялся как раз в ноябре 2008 года.
Ситуация, как вы помните, была тогда очень напряженной, нервной, я бы даже сказал, сложной. Кризис только набирал обороты. В мировой экономике резко увеличилось количество так называемых факторов неопределенности. Самых мрачных прогнозов было предостаточно, хватало с избытком.
Тогда "Единая Россия" прямо заявила, что берёт на себя политическую ответственность за борьбу с этим кризисом. Мы обещали сделать всё, чтобы коллапс 1991 и 1998 годов в нашей стране больше не повторился.
Да, проблем еще много. Но сегодня мы все-таки с уверенностью можем сказать: это обещание мы выполнили.
Мы сдержали это обещание. Сохранили управляемость экономики и устойчивость банковской системы, оградили их, так же как и социальную сферу, от разрушительных шоков.
Банки стабильно осуществляли расчёты между предприятиями, не возникло финансовых тромбов и "эпидемии" с неплатежами.
Конечно, в разгар кризиса процентные ставки по кредитам стали заметно высокими, а подчас даже и запретительными, надо прямо сказать. Они и сейчас ещё очень велики, но всё же уже имеют тенденцию к снижению. Банки вновь начинают бороться за клиента. И такая конкуренция – это прямой признак оздоровления кредитной системы.
Мы поддержали реальный сектор экономики за счёт наращивания спроса со стороны государства, субсидирования процентных ставок, в отдельных случаях, прямого вхождения в капиталы предприятий, а также за счёт государственных гарантий по кредитам.
Здесь нужно признать – нужно вообще достаточно самокритично относиться к тому, что мы делаем, – в этом случае нужно признать, что на первом этапе эта мера госгарантий по кредитам была недостаточно эффективной. Поэтому механизм нам пришлось скорректировать.
Программа предоставления госгарантий все-таки будет исполнена до конца года. Я думаю, что в полном объеме – 300 млрд рублей, как и планировали – это все будет реализовано. И в 2010 году мы продолжим эту программу. Предприятия смогут привлечь кредитов более чем на 500 млрд рублей.
Мы постоянно отслеживаем ситуацию и в моногородах. Создали систему оперативного реагирования на наиболее сложные ситуации, буквально в режиме ручного управления – хотя здесь и нет ничего хорошего, может быть, но в этих условиях другого варианта тоже нет – решали возникающие проблемы.
Процедуры финансового оздоровления, конечно, использовались по стране. Это правильный и нужный инструмент. Но хочу подчеркнуть – ни одно из крупных системообразующих предприятий не обанкротилось.
Была оказана помощь тем, кто лишился работы. Все желающие воспользоваться программами занятости смогли это сделать.
Конечно, временные рабочие места и общественные работы не требуют ни высокой квалификации, да и больших доходов не приносят. Это само собой разумеется. Цель в данном случае гораздо более скромная, однако от этого не менее актуальная – на первое время поддержать человека, который оказался в трудной жизненной ситуации.
Мы обещали, что защитим сбережения наших граждан. Не допустим деградации социальной сферы. И сегодня можно с уверенностью сказать, что из-за кризиса граждане не потеряли свои деньги в банках. Стабилизировался курс национальной валюты, укрепился и продолжает укрепляться рубль.
Мы поддержали тех, у кого появилась проблема с оплатой ипотеки. Была предоставлена отсрочка тем, кто потерял работу или часть своего заработка. Люди также получили возможность досрочно распорядиться средствами так называемого материнского капитала. Этим правом воспользовалось более 80 тысяч человек.
В результате наши граждане, за редким исключением, смогли сохранить квартиры, приобретенные в кредит. Конечно, наверное, были и случаи утраты собственности. Но в отличие от некоторых других стран они не носили массового характера. Это тоже факт.
Понятно, что мы не могли помочь всем учащимся коммерческих вузов. Коммерческая часть образования у нас в последнее десятилетие очень сильно выросла. Но лучшие студенты получили возможность перевестись на бюджетные места и учиться бесплатно. Мало по количеству, конечно. Жаль. Хотелось бы больше.
Мы обещали, что не позволим кризису деморализовать наше общество. И смогли отстоять важнейшие социальные достижения последних лет.
Пожалуй, лучше всего о самочувствии нации говорит демография. Это, знаете, лакмусовая бумажка состояния общества.
В январе-сентябре 2009 года в России родился 1 млн 321 тыс. детей – на 3,7% больше, чем годом ранее. При этом смертность снизилась на 4,2%.
Разумеется, пока рано подводить итоги, они еще скромны. Но та динамика, которую мы имеем в последнее время, даёт мне право сегодня сказать, что новый, 2010 год в нашей стране будет встречать столько же людей, сколько и 1 января 2009 года.
И, уважаемые коллеги, для сравнения: в период кризиса 1998-1999 годов, тогда, в тот кризис, рождаемость сократилась на 5,5%, а смертность, наоборот, резко возросла на 8% сразу.
Огромную роль в том, что нам удалось сделать в течение этого года, сыграл настрой граждан России, доверие к нашим шагам со стороны общества. Это очень важно. И за это доверие людям нужно сказать огромное спасибо.
Уверен, мы не смогли бы действовать столь решительно и оперативно, если бы у нас не было твердого большинства в федеральном парламенте и в региональных парламентах, если бы власть не опирались на такую мощную и дееспособную силу, как “Единая Россия”.
Я нисколько не сомневаюсь, знаю и уверен в том, что все политические силы страны, все наши партии, представленные в парламенте, во всяком случае, да и которые в целом активно себя проявляют на политической сцене страны, предлагают свои решения и искренне хотят, чтобы было лучше, чтобы в России жилось лучше, чтобы граждане были богаче, чтобы экономика развивалась быстрее. Все этого хотят.
Однако посмотреть на проблемы комплексно, просчитать все последствия принимаемых решений и шагов, взять на себя, что очень важно, ответственность за принятие окончательного решения – на это сегодня способна только “Единая Россия”.
Уважаемые участники съезда,
Отечественная экономика демонстрирует первые признаки восстановления.
И, тем не менее, ещё рано говорить об окончании кризиса. В ряде отраслей сохраняются трудности, и серьезные.
Спад ВВП по итогам года будет не таким большим, как мы сами думали. Мы считали 10%, может быть, даже больше. Но все-таки он будет меньше – где-то 8%, 8,5%. Но и это очень много, больше, чем в некоторых других странах.
Судя по текущей ситуации, инфляция в 2009 году все-таки сократится и сократится существенно, и это, конечно, наш плюс. Если в 2008 году уровень инфляции составил 13,3%, то в этом году, к концу года мы выйдем где-то на 9,6%, во всяком случае, точно меньше 10%, что является одним из самых лучших показателей, начиная с 1992 года.
Но и 9%, и 10% – это все ещё очень много, недопустимо много. Поэтому жесткий антиинфляционный курс будет продолжен.
Кризис не помешал нам регулярно выплачивать и даже повышать пенсии, пособия, зарплаты бюджетников. Напомню, что фонд оплаты труда федеральных бюджетников с 1 декабря 2008г. мы подняли сразу на 30 %. И, по сути, основной эффект от реализации этой меры пришёлся на 2009 год.
Однако нужно быть откровенными и вообще всегда нужно честно вести диалог с людьми, с обществом — в этом случае сегодня нужно прямо сказать, что в целом произошло снижение реальных доходов граждан страны.
И должны с вами сделать все, что от нас зависит, чтобы изменить эту ситуацию в самое ближайшее время. Мы не могли, конечно, помочь каждому, кто почувствовал на себе последствия кризиса. Это объективно было невозможно.
Тем не менее, мы всегда должны помнить о тех, кто оказался в трудной, сложной жизненной ситуации, кто пока не получил или не почувствовал на себе помощи со стороны государства.
Мы не вправе забывать о тех людях, которые ждут этой помощи от нас, и должны сделать все, чтобы она была более действенной.
Должен вам сказать: я лично очень остро ощущаю эту ответственность и хочу, чтобы она передалась всем сидящим в этом зале, вообще всем членам нашей партии, всем людям, которые взяли в эти трудные времена на себя ответственность за судьбы страны.
Подчеркну: завершение рецессии вовсе не означает, что вместе с ней автоматически исчезнут и проблемы, с которыми мы столкнулись.
Поэтому будем продолжать реализацию адресных мер, направленных на дальнейшее восстановление и посткризисное развитие экономики. Намерены сосредоточиться на следующих ключевых направлениях.
Первое – обеспечение устойчивой работы системообразующих предприятий, содействие программам их технического обновления и модернизации.
Второе – стимулирование отечественного высокотехнологичного экспорта.
Третье – развитие жилищного строительства.
Четвертое – поддержка внутреннего спроса, в том числе в такой значимой и попавшей в наиболее сложную ситуацию отрасли, как автопром.
И, конечно, борьба с безработицей, решение проблем моногородов.
Вот уже несколько месяцев в России снижается безработица: с 7,1 млн человек в феврале – до 6 млн в октябре. Однако ситуация остается на рынке труда по-прежнему напряженной. И сезонные факторы проявляются.
Вот недавно, вы, наверное, обратили внимание: в октябре она опять немножко подросла. Но, надеюсь, что это не тенденция. В целом все-таки тенденция другая – к снижению безработицы. Поэтому в будущем году мы выделим на программы содействия занятости — в этом году было 43,4 млрд, в следующем году чуть поменьше, но все-таки тоже значительные средства – 36 млрд рублей направим на это.
Наконец, в бюджете предусмотрен специальный антикризисный фонд в объеме 195 млрд рублей, который при необходимости будет использован для оперативного реагирования на возможные возникающие проблемы. То есть у нас с вами предусмотрена еще и дополнительная “подушка безопасности” на крайний случай, если какие-то такие проблемы, неожиданные для нас, будут возникать.
На некоторых из вышеперечисленных направлений нашей работы я остановлюсь подробнее.
Но хотел бы сразу сказать – в ближайшие два-три года нам надо не просто полностью восстановить докризисный объём экономики. Это, конечно, необходимо сделать. Так же как и доходы населения, доходы граждан. Но что гораздо важнее – так это добиться качественных изменений.
Сложившаяся модель развития, во многом завязанная на высокие цены на сырьё, дешевые кредиты зарубежных финансовых институтов – эта модель в своё время сработала, и мы с ее помощью решили ряд важных задач.
Восстановили экономику, ощутимо подняли уровень жизни миллионов людей, покончили с массовой бедностью. Аккумулировать средства для подъема важнейших социальных отраслей – образования, здравоохранения, массового спорта – все это нам удалось. В том числе для возрождения отечественной культуры, о которой нам нужно бы, конечно, вспоминать почаще.
Однако ещё до кризиса было ясно, что прежние факторы роста практически себя исчерпали. Об этом мы неоднократно уже говорили, в том числе и в Концепции развития страны до 2020 года, и в программных документах партии “Единая Россия”.
Кризис также со всей жёсткостью показал, насколько дорого обходятся стране отторжение инноваций и низкая производительность труда, расточительность ресурсов, косность и неповоротливость бюрократии.
В Послании Федеральном собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил вопрос о необходимости всесторонней модернизации. Обозначил пять ключевых направлений данной работы, говорил о такой задаче, как преодоление хронической отсталости, переход страны на новую, более высокую ступень развития.
Уверен, этот призыв отражает настроение всего российского общества. Желание людей иметь широкие возможности для реализации своих способностей, для обеспечения будущего своих детей, желание жить в процветающей и успешной стране, которая занимает достойное место среди передовых государств.
Прямо скажу: сегодня перед нами стоят очень трудные задачи, но, считаю, абсолютно реализуемые и выполнимые.
Уважаемые коллеги, чтобы двигаться вперед, нам нужно расчистить экономику от безнадежно устаревших и затратных производств, вычленить и поддержать в реальном секторе экономики по-настоящему конкурентоспособное ядро. Оно у нас есть.
Да, часто это связано с довольно болезненными процессами. Но если мы хотим жить на доходы от современной экономики, а не существовать на сырьевую ренту, другого выбора у нас не будет.
Надо настроиться на то, что важнейшими факторами развития в ближайший период станут внутренние ресурсы – оптимизация и техническое перевооружение промышленности, рост производительности труда, формирование эффективной структуры занятости.
Инфраструктурные монополии и крупные компании с государственным участием обязаны принять внутренние программы, направленные на достижение мировых стандартов эффективности и прозрачности, на избавление от коррупционных рисков.
Именно такими вопросами и должны вплотную заниматься представители государства, входящие в органы управления этих компаний.
По-другому пора начинать работать и бизнесу. К сожалению, очень многие привыкли руководствоваться простым, незатейливым правилом: выдавливать последние соки из устаревшего оборудования, влезать в долги в надежде на то, что государство подставит плечо и вытащит в конечном счете в последний момент из ямы. С такой психологией – а это психология временщиков – современную экономику не построишь.
На законодательном уровне следует сформулировать требования, которые побуждали бы бизнес ежедневно трудиться над своей эффективностью.
Парламент с вашим участием уже принял закон об энергосбережении. Он содержит целый набор стимулов к внедрению новых ресурсосберегающих технологий и современного оборудования.
Кроме того, на повышение конкурентоспособности наших компаний направлены и новые технические регламенты. Они должны появиться практически во всех отраслях промышленности.
В самое ближайшее время надо существенно обновить нормы и правила в строительстве. Осуществлять многомиллиардные инфраструктурные проекты по нормативам 70-х годов прошлого века с необоснованными затратами – мы не можем себе позволить. Это разбазаривание ресурсов.
Кроме того, для экономии средств, для ликвидации коррупционных схем необходимо перейти к электронным торгам при заключении госконтрактов на строительство инфраструктуры. Объективно мы к этому абсолютно готовы, этому уже ничто не мешает. Нужно просто взять и сделать. В некоторых регионах уже делается: в Татарстане Сбербанк делает, в Москве делается. Нужно активнее к этому переходить. Взять и сделать.
В 2009 году была принята программа развития конкуренции. Мы серьезно обновили антимонопольное законодательство, усилили санкции за злостное и преднамеренное нарушение закона. А за картельный сговор теперь предусмотрена и уголовная ответственность. Вы знаете, как тяжело шла работа над этим законом. Я очень рассчитываю на то, что он заработает и станет серьезным инструментом борьбы с необоснованным ростом цен.
Почему для развития и модернизации экономики так важен фактор здоровой конкурентной среды? Потому что на рынке в честной и открытой конкурентной борьбе должны побеждать действительно сильнейшие, передовые предприятия. Побеждать за счёт внедрения инноваций и эффективного управления, а не за счёт сговоров, закулисного лоббизма или чиновничьего покровительства.
Если так будет происходить, то те, кто внедряют инновации, будут оставаться в тени и не будут получать дохода от своих инноваций. Нельзя этого допустить ни в коем случае.
Кризис жестко поставил вопрос о глубокой модернизации всей нашей промышленности, о перспективах многих компаний, включая и те, которые являются системообразующими для российской экономики.
Хотел бы подчеркнуть: прошлые достижения и заслуги тех или иных предприятий сами по себе не могут служить основанием для получения помощи со стороны государства. Нельзя порождать иждивенчество, консервировать техническую и управленческую отсталость.
Сотни компаний за последний год в то же время показали и доказали, что способны развиваться в самых трудных условиях, преодолевать текущие проблемы, имеют внятные планы модернизации. И вы знаете, я видел много таких компаний в течение этого года. Иногда даже с удивлением – в сложных финансовых условиях люди добиваются замечательных результатов. Именно таким и надо помогать в первую очередь.
Одна из серьезных задач – это стимулирование внутреннего спроса, а также помощь нашим производителям в выходе на внешние рынки.
Пристальное внимание намерены уделить импортозамещению. Это вообще не самоцель и не панацея. Прежде всего, нужно, конечно, стремиться к этому в тех отраслях, которые, в конечном итоге, обеспечивают безопасность страны, а также тем, где у нас есть конкурентные преимущества. Речь идёт о микроэлектронике, фармацевтике, машиностроении, легкой, деревообрабатывающей промышленности, ряде других направлений.
Здесь необходим целый комплекс мер. Каких?
Во-первых, грамотное таможенно-тарифное регулирование и — подчеркну, об этом много раз уже говорил — наведение порядка на самой таможне. Недопустимо, например, когда почти 40% рынка товаров легкой промышленности приходится на контрабанду или контрафакт. И мне часто говорят: “ну посмотрите, в других странах и в Европе тоже самое делается”. Да, действительно, так и есть. Но это как раз не пример для подражания.
Второе. С помощью новых технических регламентов и действенного контроля надо оградить наших граждан от некачественной продукции.
Третье. В полной мере использовать антидемпинговые процедуры для того, чтобы не допускать недобросовестной конкуренции и со стороны наших зарубежных партнеров.
Четвертое. В рамках антикризисных мер мы продолжим поддержку предприятий. Будем субсидировать процентные ставки по кредитам, как я уже сказал, совершенствовать производственную инфраструктуру.
Далее. Это дальнейшее развитие особых экономических зон и создание региональных индустриальных парков. Позитивные примеры тоже есть: в том же Татарстане, в Калужской области и других регионах Российской Федерации.
И, наконец, нам необходимо внести дополнительные коррективы в систему госзакупок, чтобы за счёт государственного спроса, за счёт государственного рубля реально поддержать российских производителей. Естественно, соблюдая при этом принципы конкуренции и не допуская роста цен. Это можно сделать.
Хочу подчеркнуть, наша цель – не в искусственном закрытии рынка, конечно, нет, что, в первую очередь, ударило бы по российскому потребителю. А, наоборот, в создании условий для появления по-настоящему конкурентоспособных производств, выпускающих качественные и востребованные товары.
Теперь, что касается продвижения отечественной промышленной продукции на внешние рынки. В будущем году на поддержку высокотехнологичного экспорта в виде госгарантий мы направим примерно 60 млрд рублей – это по сегодняшнему курсу более 2 млрд долларов. Ещё 3 млрд рублей пойдут на субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам. И, наконец, будет создано специальное государственное агентство по страхованию внешнеторговых контрактов. Мы планируем примерно до 13 млрд рублей направить на деятельность этого учреждения.
С 1 января 2010 года должен заработать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, что, на мой взгляд, откроет дополнительные возможности, новые рынки для бизнеса и производителей всех стран-участниц.
В нашей повестке – формирование вместе с партнёрами единого экономического пространства, со свободным движением товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, пространства, обладающего огромными перспективами роста. Приветствуем иностранные капиталовложения в отечественные наукоёмкие отрасли. И в свою очередь, будем способствовать российским инвестициям за границей, в том числе приобретению зарубежных высокотехнологичных активов.
Здесь мы хотим добиться открытого, равноправного партнерства, чтобы взаимный обмен технологиями шёл естественным путем к общей выгоде.
Ставя во главу угла вопросы повышения эффективности, особое внимание следует обратить на те сферы, где Россия уже является лидером и где у нас есть мощные заделы прошлых десятилетий.
В 2010 году только на гражданские космические программы планируется направить свыше 100 млрд рублей, на атомный комплекс – 96 млрд рублей, на авиацию – 22 млрд рублей. Всего на поддержку высокотехнологичных отраслей – свыше 400 млрд рублей.
Как видите, в бюджете будущего года уже заметно смещение акцентов в сторону модернизационных проектов. Эту линию намерены последовательно проводить и в дальнейшем, а также активно задействовать средства институтов развития.
Один из наших несомненных приоритетов – это наука и образование.
Нужно признать, к сожалению, что даже известные университеты и научные центры нашей страны ещё подчас отстают от мировых лидеров по техническому оснащению. Серьёзные результаты в исследованиях, прорывы, в том числе и в оборудовании, конечно, есть, но они пока носят все-таки единичный характер.
Мы уже начали системную работу по модернизации научной сферы, в том числе в рамках высшей школы. Здесь мы также ориентируемся на поддержку и консолидацию всего самого лучшего и всего самого передового.
На днях в Правительстве были утверждены пятилетние программы создания 14 исследовательских университетов. Объём их финансирования – около 50 млрд рублей. И не менее половины из названной суммы будет выделено из федерального бюджета.
Оценив имеющиеся ресурсы, мы пришли к выводу совсем недавно, буквально тоже 2-3 дня назад, что нужно предпринять ряд дополнительных шагов.
Поэтому предлагаю целевым образом, подчеркиваю, дополнительно направить в ближайшие три года еще 90 млрд рублей на поддержку ведущих университетов страны – по 30 млрд рублей ежегодно.
Эти средства пойдут на обновление исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе наших соотечественников из-за рубежа. Для Министерства науки и образования это дополнительная задача: нужно разработать порядок этого финансирования, выборку соответствующих научных и образовательных учреждений.
В результате такие университеты должны занять передовые, достойные позиции в мировых образовательных и научных рейтингах, стать важным звеном национальной инновационной системы.
Мы также продолжим работу над созданием мощных конкурентоспособных исследовательских центров. Один из них, на базе Курчатовского института, недавно сформирован. Считаю возможным в ближайшие три года дополнительно выделить на его развитие 10 млрд рублей, чтобы становление Центра носило не только организационный и административный характер, но было поддержано финансами со стороны государства.
Одним из локомотивов технологического развития традиционно служил оборонно-промышленный комплекс России. Эту роль мы должны серьёзно усилить, а также надёжно гарантировать самостоятельный доступ России к критически важным оборонным технологиям.
Поддержку ОПК Правительство обозначило в качестве одного из важнейших направлений в системе антикризисных мер. Предпринятые шаги оказались действенными. Я говорил об общем спаде в экономике, к сожалению для нас — а в "оборонке" рост. По году он составит около 4%. Это, конечно, в первую очередь результат реальной поддержки со стороны государства.
В 2010 году государственный оборонный заказ будет увеличен еще на 8,5%, составит 1 трлн 175 млрд рублей.
Не буду повторять количественные параметры закупок вооружений для нужд Армии и флота. Хотел бы сказать сейчас о другом.
Считаю возросший гособоронзаказ важнейшим инструментом модернизации как самого ОПК, так и смежных отраслей, стимулом для появления перспективных научных разработок, производства новых материалов, компонентной базы.
В последние годы многое сделано для реконструкции оборонного комплекса. Здесь появились крупные, интегрированные холдинги.
Теперь предстоит двигаться дальше.
В том числе, вести системную работу по подготовке кадров для ОПК. Имею в виду, и инженеров, способных создавать передовой продукт, и управленцев, умеющих грамотно организовать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Мы не можем, как в прежние десятилетия, топить огромные цеха, содержать ненужную инфраструктуру, держаться и ногами и руками за все, что опускает предприятие вниз. Неправильно это, не по-хозяйски.
Оборонные предприятия должны, наконец, научиться работать в конкурентной среде, избавиться от некомфортных, ненужных активов, непрофильных активов, провести опережающую модернизацию, резко повысить качество и надежность выпускаемых изделий.
Отдельно – о наших шагах по восстановлению автопрома. Здесь падение спроса оказалось наиболее сильным. Не только у нас – во всем мире. Здесь мы не исключение. Падение было очень большим, соответственно, сказалось и на производстве. Производство легковых автомобилей сократилось у нас более чем на 60%. Поэтому антикризисные меры в этой отрасли должны быть не только сохранены, но и расширены.
В дополнение к субсидированию автокредитов, закупке техники для государственных и муниципальных нужд – а я напомню, в 2009 году мы на закупку техники для госнужд выделили 12,5 млрд, а потом добавили еще 3 млрд и на муниципальные нужны выделили 25 млрд. Мы продолжим эти программы в 2010 году, но запустим еще одну программу, программу утилизации бывших в употреблении автомобилей.
Любой гражданин, который сдаст в утиль старую машину возрастом 10 и более лет, получит чек на 50 тыс. рублей и сможет вложить их в покупку нового автомобиля.
При этом не важно, какую именно машину он собирается приобрести – отечественной или зарубежной марки. Главное, чтобы она была собрана в России.
Люди часто задают вопросы о лидерах нашего машиностроения, автомобилестроения – это КАМАЗ, ВАЗ. Вы знаете, что и я лично, и многие мои коллеги регулярно бываем на этих предприятиях, встречаемся с людьми, с трудовыми коллективами, с профсоюзами, с руководством предприятий и регионов.
Что касается КАМАЗа – руководство КАМАЗа прямо говорит: 2009 год прошли исключительно за счет поддержки государства. Но надеюсь, что в следующем году уже рынок будет раскручиваться, им будет легче.
На ВАЗе ситуация сложнее. Предприятию уже была оказана серьезная поддержка. Убежден, что при условии глубокой модернизации у компании есть будущее. И мы будем готовы обеспечить расчистку её долгов, решение социальных проблем и вопросов занятости.
Будем работать со всеми акционерами АВТОВАЗа, в том числе и с иностранными. Надеемся, что они предложат реалистичную стратегию развития предприятия на новой технологической платформе, будут вести себя ответственно как по отношению к судьбе предприятия, так и по отношению к работникам этого предприятия.
Кроме того, именно с Тольятти должна начаться реализация пилотных проектов комплексного обустройства моногородов. Речь идёт о новой инфраструктуре, дорогах, площадках под размещение современных производств, технопарков и бизнес-инкубаторов.
Однако эти проекты будут по-настоящему успешными только в том случае, если вместе с Федерацией в них примут заинтересованное участие регионы, муниципалитеты и бизнес.
Предлагаю включить вопрос развития и обустройства моногородов в число приоритетных партийных проектов "Единой России".
Знаете, это наиболее сложные проблемы, наиболее острые и тяжелые в решении. Поэтому все, что я сейчас сказал, – это серьезная нагрузка, этим надо реально заниматься.
Хотел бы сказать еще об одной отрасли, которая имеет первостепенное значение. В ней работают миллионы людей. Она обеспечивает важнейшие потребности страны и граждан. Речь идет о сельском хозяйстве.
Благодаря тому, что мы сделали акцент на высокотехнологичные производства, на создание современных ферм, хозяйств и агропредприятий, сегодня отечественный агропромышленный комплекс демонстрирует хорошую устойчивость, даже в условиях кризиса.
В нём практически не было спада. Более того, наша российская сельхозпродукция усилила свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мы и впредь намерены уделять самое пристальное внимание развитию АПК и сельских территорий.
Вы знаете, и я, честно говоря, сомневался, когда мы вкладывали эти большие для нас деньги в этот сектор экономики. Но когда смотришь на некоторые предприятия, просто хочется сказать спасибо тем, кто это сделал, – душа радуется. Вот по Белгородской области полетал – сверху одни новые крыши. И когда начинаешь смотреть, что там изнутри, – современное оборудование, технологии, управление, молодые эффективные люди. Здорово.
Кризис временно снизил нагрузку на наш транспорт, дороги, энергетику. Но инфраструктурные проблемы – это узкое "горлышко" экономики – от этого никуда не делись. В них по-прежнему кроются истоки больших издержек и прямых потерь, высоких цен на отечественную продукцию, общей неэффективности экономики.
Надо учитывать и тот факт, что уже начиная с 2010 года и объемы перевозок, и спрос на электроэнергию вновь начнут расти. Да они уже растут! Вот здесь руководители компаний сидят, они докладывали мне совсем недавно: рост уже начался потихоньку.
Поэтому будем работать над тем, чтобы обязательства инвесторов по строительству новых электростанций и энергоблоков были выполнены. До 2012 года надо ввести порядка 20 ГВт генерирующих мощностей. Это примерно столько же, сколько за предыдущие 10 лет. И, конечно, должна быть полностью восстановлена Саяно-Шушенская ГЭС.
В числе приоритетов остаются дорожное строительство, модернизация аэропортов, портовых комплексов. Так, на автодороги мы направим в 2010 году 324 млрд рублей с учетом бюджетных кредитов. Это, правда, несколько ниже, чем в текущем 2009 году. Но имейте в виду, что в 2009 году часть средств направлялась в виде антикризисных мер. Но в 2010 году на дорожное строительство будет израсходовано больше, чем в успешном 2008 году. Это неплохой показатель.
Добавлю, что по инициативе депутатов фракции "Единая Россия" объем бюджетных кредитов на строительство региональных дорог увеличен на 25 млрд рублей — до 50 млрд рублей.
Буквально через месяц вступит в строй первая очередь нефтепроводной системы "Восточная Сибирь–Тихий океан". Российская нефть откроет себе прямую дорогу на огромный азиатско-тихоокеанский рынок.
Быстрыми темпами продвигается и сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы.
Продолжаем работать над новыми экспортными маршрутами природного газа – "Северным" и "Южным" потоками. Признательны нашим зарубежным партнерам, которые поддержали эти планы.
Да, были и сомнения, и попытки политических спекуляций, а то и, вы знаете об этом хорошо, откровенное недоброжелательство в некоторых кругах. Но верх все-таки, как мы и ожидали, взяли прагматизм и экономическая целесообразность.
Реализация таких крупных проектов важна по ряду причин.
Первое – мы создаем условия не только для расширения экспорта сырья, но и для формирования новых центров его переработки на территории Российской Федерации.
В качестве примера приведу строительство газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. По сути, это часть, только начало большой восточной программы, которая предусматривает масштабную газификацию районов Дальнего Востока России. Здесь будут созданы современные кластеры газохимической промышленности. В конечном итоге, будет соединена в целом газотранспортная система Запада и Востока страны.
Второе. Диверсифицируя транспортные маршруты, мы объективно снижаем зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков по отдельным его сегментам. Там, где много покупателей, там меньше возможностей для навязывания невыгодных нам условий.
В-третьих. Реализация крупных совместных проектов, несомненно, добавит больший динамизм процессам посткризисного восстановления экономики и в России, и за рубежом, у наших основных, традиционных и стратегических партнеров.
Уважаемые друзья,
Считаю принципиальным, что, несмотря на проблемы, вызванные кризисом, мы не отказались от стратегической линии на инвестиции в человека, в качество жизни граждан, благополучие российских семей. Порядка 70% расходов бюджета 2010 года в той или иной степени носят ярко выраженный социальный характер.
Вы знаете, у нас остро шли дискуссии в начале года — и в депутатском корпусе, с нашими коллегами в Парламенте, и внутри Правительства — по поводу модернизации пенсионной системы.
И все-таки я убежден, и рад тому, что мы приняли единственно правильное решение – повысить доходы граждан пожилого возраста. Резко повысить. Это решение принято и будет неукоснительно исполнено.
Уже сейчас, через десять дней, с 1 декабря базовая часть пенсии будет повышена на 31,4%.
А в 2010 году рост пенсий составит в среднем по году 46%. В результате переоценки пенсионных прав тех, кто заработал эти пенсионные права еще в советское время, средняя трудовая пенсия по старости превысит 8000 рублей. У нас больше не останется пожилых людей, доходы которых не дотягивают до прожиточного минимума.
За последние 6 лет ожидаемая продолжительность жизни граждан России увеличилась на 4 года и достигла почти 69 лет. Специалисты хорошо понимают — это огромный результат за 4 года.
В том числе, он стал возможен благодаря серьезным вложениям в здравоохранение. В этом году высокотехнологичную медицинскую помощь получат почти 230 тысяч человек. В 2010 году это будет уже 255 тысяч. Но, конечно, хотелось бы еще больше. Но я вам напомню, что в достаточно благополучном 2005 году это было всего 60 тысяч человек. То есть с 2005 по 2009 год рост – в 4 раза, в разы. Это все-таки хороший показатель.
Мы тоже долго спорили, стоит ли открывать новые высокотехнологичные центры на периферии, в регионах Российской Федерации, и не лучше ли эти деньги сосредоточить в Москве и Петербурге. И все-таки приняли решение создавать эти высокотехнологичные центры в регионах России. Думаю, что мы сделали правильно.
Уже работают и хорошо работают новые медицинские клиники с блестящим персоналом. Люди переезжают из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы Российской Федерации не за "длинным" рублем, а за возможностью работать и людям помогать. Потому что профессионалы, которые всю жизнь посвятили этому, рады той возможности, которую мы им дали, – работать на новом современном оборудовании, на новых технологиях.
Уже работают новые медицинские клиники в Пензе, Астрахани, Чебоксарах, Калининграде и Иркутске. До конца года будет введен в эксплуатацию Центр сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске. А в 2010 году откроются аналогичные центры в Красноярске и Перми, Нейрохирургический центр в Тюмени и Центр травматологии в Барнауле.
Одна из тем, которая крайне волнует людей, – это качество и доступность лекарств. Нужно поставить барьер для проникновения на рынок некачественных препаратов, задать высокие стандарты их производства, расширить долю отечественных лекарств, что, в конечном счёте, позволит снизить их цену.
Граждане не должны переплачивать за импортные медикаменты, которые иногда стоят в России в разы дороже, чем в других странах. Спекуляция просто на самом деле.
Все эти задачи обозначены в Стратегии развития фармацевтической промышленности, а также предусмотрены в проекте закона о лекарственных средствах. В ближайшее время внесем этот законопроект в Государственную Думу. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать этот закон.
Также прошу фракцию "Единая Россия" обеспечить принятие норм, которые надежно оградят несовершеннолетних от алкоголя, пива, сигарет, а кроме того, пресекут злоупотребления в сфере производства и оборота спирта, ликероводочной продукции.
По-прежнему в стране десятки тысяч человек в год умирают от проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем, с курением, с употреблением некачественной алкогольной продукции.
Правительство начало программы профилактики этих острейших социальных проблем. Надеюсь, очень надеюсь, они дадут результаты.
Вместе с тем убежден, в этой работе должны принимать самое активное участие не только те, кому это полагается по должности, – медики, педагоги, социальные работники. Здесь необходимы усилия гражданского общества в целом, религиозных организаций, всех неравнодушных людей. И конечно, огромная ответственность лежит на семьях. Пример родителей, семейные ценности ничем нельзя заменить.
Нужно активнее продвигать культуру здорового образа жизни. Кстати, далеко не во всех регионах Российской Федерации приняты программы развития физической культуры и спорта. В некоторых регионах есть, но все-таки еще большое количество субъектов Федерации, где просто нет этих программ. Считаю, что наши депутаты в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации должны исправить эту ошибку. Прошу вас обратить на это самое пристальное внимание.
В последние годы многие российские семьи обрели реальную перспективу решения другой застарелой российской проблемы – жилищной проблемы.
Мы намерены и впредь уделять этому направлению самое пристальное внимание. Речь идёт о выполнении наших обязательств перед отдельными категориями граждан, в целом — о повышении доступности жилья, развитии ипотеки – самого универсального инструмента, применяемого во всем мире. Будут предприняты все усилия, чтобы не растерять набранные темпы жилищного строительства.
При этом нужно внедрять современные стандарты жилых домов. На смену устаревшим панельным "коробкам" должны прийти комфортные, энергоэффективные, экологичные дома, в том числе и малоэтажные. К сожалению, этой теме мы до сих пор уделяли пока недостаточно внимания.
По сути, нам необходима программа массового строительства недорогого жилья. Сейчас его доля в общем объеме составляет около 5%. Надо довести её до 25%. Подчеркну – не менее, чем до 25%.
Ключевые вопросы здесь – это развитие стройиндустрии, внедрение новых строительных технологий, а также выделение земельных участков под застройку, строительство инфраструктуры.
Поэтому с полной отдачей должен заработать Фонд содействия развитию жилищного строительства. Только в этом году им уже подготовлено для освоения 1,5 тыс. гектаров федеральных участков. На них планируется возвести около 6 млн кв. метров жилья.
Теперь несколько слов о проблеме, о которой я уже упоминал, и назвал это одним из основных инструментов решения жилищных проблем в мире. Это ипотека. Она у нас слабо развита. Почему?
Ответ понятен и очевиден – дорого, ставка по кредитам высока. Сейчас средняя ставка – 14-15%. Для того, чтобы ипотека подешевела до того уровня, чтобы количество людей, которые могли бы взять ипотечные кредиты, заметно выросло, ставка должна упасть, по мнению экспертов, правительственных экспертов, да и зарубежных наших коллег, которых мы привлекаем, до 10-11%.
Но для того, чтобы ипотека подешевела, у банков должен появится "длинный" и недорогой ресурс, так называемые длинные деньги. Есть у нас такие источники или нет? Есть!
Их, откровенно говоря, немного. Но два источника у нас есть точно. Это средства Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления, находящиеся под управлением Внешэкономбанка.
Мы тоже недавно, буквально позавчера, подводили итоги аналитической работы, которая проводилась в предыдущие месяцы, и просчитали наши возможности.
Сегодня позвольте доложить о результатах этой работы, о тех конкретных решениях, которые предлагаются и которые, на мой взгляд, должны сыграть существенную роль в увеличении объемов эффективного жилищного кредитования.
Часть пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка, будет вложена в надежные ипотечные облигации российских банков. Речь идёт о 163 млрд рублей.
Кроме того, на выкуп таких бумаг Внешэкономбанк направит еще до 50 млрд рублей собственных средств и еще плюс 40 млрд поступит от Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
В итоге в 2010 году мы сможем дополнительно аккумулировать на поддержку ипотеки внушительную сумму в объеме 250 млрд рублей. Причем эти средства будут размещаться таким образом, чтобы конечная стоимость ипотечного кредита для граждан как раз не превышала искомой величины в 10-11%.
Коллеги уверяют меня в том, что смогут развернуть эту программу не позднее февраля следующего года. Но думаю, что если в первом квартале следующего года она заработает, будем считать, что задача выполнена. И надеюсь, что это действительно приведет к значительному расширению возможностей по ипотечному кредитованию этой сферы.
Далее. По оценкам многих специалистов, экспертов Правительства, глав регионов, среди наиболее эффективных оказались программы Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Они были задуманы ещё до кризиса, и, честно говоря, мало кто уже верил, что и в сложных экономических условиях сегодняшнего дня, в условиях дефицита финансовых ресурсов мы сможем эту программу продолжить. Однако смогли, мы ее продолжили.
В результате в 2008-2009 годах были улучшены условия проживания более 10 млн граждан России. До середины следующего года из аварийного жилья в новые квартиры гарантированно переедет 150 тысяч человек. Важно, что одновременно мы серьёзно поддержали и строительную отрасль, сохранили тысячи рабочих мест.
Как вы знаете, программа Фонда ЖКХ была рассчитана до конца 2011 года. Имея в виду ее эффективное функционирование, считаю возможным продлить ее, как минимум, до 1 января 2013 года. Мы должны сделать все, чтобы вытащить людей из трущоб, как я говорил, из аварийного жилья. Хотя бы в основном закрыть эту проблему.
В 2010 году будут полностью выполнены наши обязательства по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Причем предоставим квартиры всем нуждающимся ветеранам, в том числе и тем, кто не успел встать на очередь, как мы уже говорили об этом, в установленные сроки – до 1 марта 2005 года.
В конце концов, участники войны заслужили право на поддержку и участие в их судьбе со стороны государства всей своей жизнью, а не потому что вовремя успели или не успели встать на очередь.
Здесь хотел бы сказать: процесс оформления нужных документов для получения квартиры до сих пор весьма сложен. А люди, сидящие в этом зале, как минимум понимают, что это все-таки процесс административный. Нужно вовремя понять базу, количество людей, количество квартир и количество средств, которые мы должны туда направить своевременно, чтобы в 2010 году и деньги направить, купить жилье либо построить. И чем быстрее мы получим эту базу, тем лучше.
Но людям старшего поколения очень сложно собирать эти бумажки. Поэтому прошу считать прямым поручением: местные депутаты, депутаты местных органов власти от "Единой России" должны помочь ветеранам максимально быстро оформить документы. У вас достаточно возможностей, чтобы "построить" любого бюрократа, любую инстанцию "построить". Не мешало бы иногда, чтобы и инстанции сами пришли к людям. Очень рассчитываю в этом на поддержку субъектов Российской Федерации.
В рамках подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены дополнительные меры социальной защиты ветеранов. Речь идёт о предоставлении им дополнительной необходимой медицинской помощи, а также о единовременной денежной выплате, которую ветераны получат к 9 мая. Эта выплата коснется почти 5 млн человек – участников Великой Отечественной войны, инвалидов, тружеников тыла, бывших узников концлагерей.
Не сомневаюсь, что наряду с государственными программами в будущем году будут реализованы десятки общественных инициатив по поддержке ветеранов и сохранению исторической памяти о Великой Победе.
"Единая Россия" не останется в стороне от этой благородной работы.
Мы в срок, точно в срок завершим другую важнейшую жилищную программу – предоставление постоянного жилья военнослужащим Минобороны и гражданам, уволенным с военной службы.
В 2008 году для них было построено или приобретено 22 тысячи квартир. Кто занимался этой проблемой, знают, что совсем недавно считалось, что эту задачу вообще невозможно решить. Но мы взялись за нее, решаем и обязательно доведем до конца. План на 2009 и 2010 годы – по 45 тысяч квартир ежегодно, что позволит полностью "закрыть" проблему.
По военнослужащим других силовых ведомств задача обеспечения постоянным жильем будет решена в 2011 году.
Как я уже говорил, в текущем году военнослужащим было выдано как никогда много государственных жилищных сертификатов.
Возможно, что кто-то и не успеет предъявить их к оплате до конца декабря. В этой связи будут созданы механизмы, позволяющие реализовать уже полученные сертификаты и в будущем году. Военнослужащие смогут спокойно воспользоваться своим правом и въехать в новую квартиру.
А чтобы такой проблемы больше не возникало, Минрегиону и Министерству обороны поручено обеспечить выдачу сертификатов 2010 года в течение первого полугодия. Но вообще лучше бы они сделали это в первом квартале следующего года.
Уже по-настоящему заработала и накопительно-ипотечная система. В её рамках собственные квартиры приобрели несколько тысяч военнослужащих военнослужащих. А начиная со следующего года, в систему военной ипотеки ежегодно будет вступать 10 тысяч военнослужащих.
То есть молодым офицерам, тем, кто сегодня решил посвятить себя военной службе, защите Отечества – им уже не придётся годами ждать жилья.
Уважаемые коллеги,
Добиваясь эффективности от экономики и социальной сферы, мы не можем не предъявлять аналогичных требований и к самому государству.
В рамках уже принятых решений были существенно изменены принципы работы контрольных и надзорных органов. Стало меньше разного рода проверок. В наиболее востребованных сферах установлен уведомительный порядок начала бизнеса.
Вместе с тем считать тему "закрытой" – нельзя.
Конечно, и на государственной, и на муниципальной службе в основном работают честные, порядочные, добросовестные люди. Вместе с тем чиновники по-прежнему находят возможности "держать и не пущать", под любым предлогом цепляются за "пустые", по сути, весьма обременительные для бизнеса разрешительные процедуры.
Нужны новые шаги по освобождению предпринимательства от "бюрократического пресса".
Так, сегодня обязательной сертификации подлежит 78% продаваемых в стране товаров. На ближайшем заседании Правительства сократим такой перечень в полтора раза. Хотя и этого недостаточно.
Наши гости из стран Евросоюза знают – они здесь в этом зале присутствуют, – в государствах ЕС, с их достаточно жесткими стандартами, обязательную сертификацию проходит лишь 15% продукции. В остальных случаях производитель самостоятельно декларирует соответствие своего товара требованиям безопасности и качества. Кроме того, активно применяются принципы саморегулирования и страхования ответственности.
И наши, отечественные предприниматели, так же не должны долго и нудно получать разрешения и справки, чтобы вывести свою продукцию на рынок.
Недавно, я уже говорил об этом, Генеральная прокуратура провела детальную проверку ведомств, которые обладают контрольно-надзорными функциями. Она показала, что выдача разрешительных документов, различных справочек, бумажечек превратилась в достаточно прибыльный бизнес, в котором участвуют приближенные, так называемые свои фирмы, "фирмешки" и всякие разного рода конторы "рога и копыта".
Необходимо и здесь навести порядок, отсечь многочисленных посредников, которые набивают свой карман, паразитируя на близости к органам власти и управления.
Для этого в самое ближайшее время Правительство утвердит исчерпывающий перечень платных услуг, которые необходимы для оформления юридически значимых документов.
А также будет введен запрет на передачу коммерческим фирмам функций по оказанию таких услуг. А государственные организации не смогут больше произвольно устанавливать цены на эти услуги.
И самое главное – заявители не должны будут оплачивать какие-либо действия, не предусмотренные процедурой. Попытки навязать такие платежи будут считаться правонарушением. За них будет введена административная ответственность и санкции. Соответствующие поправки внесем в самое ближайшее время и просим вас поддержать их.
Мы уже давно говорим о проекте "Электронное Правительство". Сейчас мы этот проект уже вводим в активную фазу реализации. Он призван обеспечить качественный иной уровень предоставления госуслуг, снизить временные и финансовые затраты людей.
Уже с 2011 года будет запрещено требовать у граждан какие-либо справки, если нужные сведения хранятся в каком-либо из государственных или муниципальных информационных фондов. Они для этого и создавались, чтобы люди не собирали по "кругу" одни и те же бумажки, не бегали бесконечно.
Правительство намерено оперативно принять комплексный план по повышению качества государственных услуг, сокращению избыточных функций, дальнейшему снятию административных барьеров. Такие же планы должны быть разработаны в каждом ведомстве, в каждом регионе и муниципалитете.
Я прошу членов "Единой России" принять самое активное участие в такой полномасштабной "ревизии" российской бюрократии.
Кроме того, всем министерствам и ведомствам поручено подготовить предложения по оптимизации своих собственных расходов. По её итогам будем смотреть — от каких малорезультативных и неаккуратных, ненужных в современных условиях затрат можно отказаться.
Вместе с тем гораздо большую отдачу может принести создание долгосрочных стимулов для органов власти и местного самоуправления к рациональному распоряжению ресурсами и повышению качества предоставляемых ими услуг населению.
Речь идет о внедрении новых механизмов в бюджетной сфере, о переходе к финансированию в зависимости от объема и качества работы, о современных моделях оплаты труда, о совершенствовании системы госзаказа и технологий бюджетных инвестиций.
Темпы таких преобразований должны резко возрасти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
До конца года Правительство внесет в Госдуму законопроект, который расширит самостоятельность бюджетных учреждений, а главное – создаст реальную мотивацию для более эффективного расходования бюджетных средств.
Необходимо также продолжить разграничение расходных обязательств между уровнями государственной власти и местного самоуправления. Существующая модель – далеко не идеал. Надо постоянно работать над её уточнением. Мы уже много сделали в этом направлении, но нужно двигаться дальше.
Кроме того, требуется провести реформу государственного и муниципального контроля, сосредоточив его именно на оценке деятельности органов власти и должностных лиц. А то у многих "контролеров" до этого руки не доходят. Куда выгоднее, комфортнее и приятнее надзирать за бизнесом.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья,
Я сейчас говорил и еще несколько слов скажу о достаточно скучных, на первый взгляд, вещах. Совершенствование государственных механизмов, наведение порядка в работе госаппарата – это тяжелая, кропотливая и часто абсолютная незаметная постороннему глазу работа.
Однако, в конечном итоге, именно от её результатов зависит, с какой отдачей для граждан будут работать огромные ресурсы, которые мы направляем в бюджетную сферу, каким будет качество образования, здравоохранения, предоставления публичных услуг.
Насколько комфортно будут чувствовать себя люди, которые занимаются бизнесом. Получит ли бизнес от власти реальную помощь или ему будут вставлять "палки в колеса".
Сможет ли любой человек просто и удобно получить необходимую ему государственную услугу или ему придётся обивать пороги всяких контор.
Именно поэтому задача повышения эффективности государственных механизмов должна постоянно находиться в поле зрения "Единой России".
Уважаемые участники съезда,
Наша партия не раз давала ответы на важнейшие и самые острые вызовы, которые вставали перед страной и российским обществом.
"Единая Россия" помогла "собрать государство" в начале 2000-х годов, покончить с анархией, восстановить общее правовое пространство страны. Здесь еще много надо сделать – это правда. Но многое уже сделано, очень многое.
В активе нашей партии – создание тех основ, которые позволили стране без драматических потрясений пройти этот год, связанный с кризисом, сохранить потенциал для посткризисного восстановления экономики.
"Единая Россия" прочно удерживает политическую инициативу. Мы готовы действовать в открытом и конкурентном политическом пространстве, не должны уходить от самых острых тем, бояться политических дискуссий, открытой политической борьбы.
Сейчас очень большой спрос с каждого из нас. И от наших способностей добиваться результата, если хотите, от нашей эффективности очень многое зависит.
Хотел бы вместе с тем предостеречь тех, кто стал рассматривать партию как элитный и престижный клуб, членство в котором открывает путь к удовлетворению собственных амбиций, к решению личных карьерных или других проблем.
"Единая Россия" – это политическая сила, которая и впредь должна служить развитию страны, использовать весь свой ресурс для реализации намеченных планов.
Нужно знать, нужно чувствовать настроения людей. Понимать их проблемы. Это крайне необходимо, в том числе для честной и объективной оценки действий и власти в целом, и самой партии.
Я обращаюсь ко всем членам "Единой России", к нашим депутатам всех уровней, к руководителям регионов, которых мы выдвинули и поддержали, к активистам местных структур, участвующим в реализации партийных проектов.
Всем нам предстоит большая трудная работа. Все мы должны внести в неё свой вклад. Каждый на своём месте сделать своё дело по-честному и качественно, как надо, на совесть. И мы обязаны добиться успеха в интересах России и её многомиллионного народа.
Я просто не сомневаюсь, у нас все получится.
Спасибо вам большое за внимание.
Пресс-служба правительства Российской Федерации