БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Борис Грызлов: Мы знаем, как обеспечить проведение модернизации
Партия обеспечит переход к новой структуре экономики
В Москве состоялось заседание Генерального совета на Партии
17.06.2010 12:51 МСК

 

С докладом о роли Партии в модернизации России выступил во вторник, 15 июня, председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов в ходе заседания Генерального совета партии «Единая Россия»:

«Уважаемые коллеги!

Мы проводим заседание Генерального совета, чтобы обсудить текущую ситуацию в стране, задачи модернизации и роль партии в их решении.

Провести модернизацию – это значит в кратчайшие сроки изменить структуру экономики и обеспечить повышение качества жизни.

И мы убеждены, что страна готова к модернизации. Наш путь – это продвижение страны на новый уровень, повышение конкурентоспособности страны в глобальном мире. Это переход к новому укладу жизни: к большей безопасности, к высоким экологическим стандартам, к информатизации жизни, к повышению роли интеллекта, к инновационной экономике.

У меня нет сомнений, что именно наша Партия будет движущей силой модернизации.

Партия должна сконцентрироваться на решении этой задачи. И все необходимые инструменты у нашей Партии есть.

И я убежден, что из всех существующих в стране политических сил только «Единая Россия» способна решить эту задачу.

Наши политические оппоненты сейчас пытаются доказать, что для осуществления модернизации партия «Единая Россия» не подходит.

Однако, очевидно, что для успешной социально-экономической модернизации необходимо крепкое Правительство, эффективность которого гарантирована квалифицированным большинством в Государственной Думе.

И опыт демократического развития, накопленный Россией, показывает, что только в условиях парламентского большинства могут успешно решаться сложные задачи, возникающие перед страной, – как стратегического, так и тактического характера.

Благодаря доминированию мощной политической силы в парламенте, был остановлен распад страны, накоплены значительные финансовые резервы, принимаются реалистичные, а не популистские, законы, прежде всего – о федеральном бюджете.

Опираясь именно на парламентское большинство, Правительство сумело совместно с ним разработать и максимально быстро принять Программу антикризисных мер, которая во многом смягчила последствия мирового экономического кризиса для России.

Очевидные достижения последних десяти лет в России были бы просто невозможны без «Единой России». Потеря нами лидирующих позиций, а равно, любое ослабление единства Партии разрушит основу модернизации, поэтому оно недопустимо.

Но это вовсе не означает, что «Единая Россия» сегодня в абсолютно полной мере отвечает стоящим перед ней задачам. Партия должна и может совершенствоваться.

Необходимо кардинально улучшить работу Партии – с учетом ее реального потенциала и имеющихся конкурентных преимуществ. Нацелить ее на результат.

В числе предложений по совершенствованию работы партии:

— безусловное лидерство в стратегических проектах; любое созидательное начинание в масштабах страны должно осуществляться при непосредственном участии Партии;

— отказ от игры «в поддавки» с оппозицией одновременно с развитием механизмов межпартийного диалога;

— активное участие в процессах формирования институтов гражданского общества на местах.

В чем мы видим политические условия модернизации?

Прежде всего, нужно продолжить работу по укреплению политической системы, по реализации в регионах и на местах законов, которые приняты на федеральном уровне. Это – зона ответственности наших региональных отделений.

Отдельно хочу сказать о реализации федерального закона, установившего единые критерии численности депутатов в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. В реализации этого закона прошу не только соблюсти его букву, но и стремиться к сокращению численности депутатского корпуса, то есть, по возможности, ориентироваться на нижний предел в установленной вилке.

Но сколько бы ни было депутатов в заксобраниях – наша партия будет претендовать на завоевание большинства мандатов. Потому что только наличие парламентского большинства у партии «Единая Россия» может гарантировать бесперебойную работу органов власти, координацию и ответственность в принятии решений.

На муниципальном уровне также только наша партия обладает кадрами, достаточными для того, чтобы выставлять кандидатов более чем на 90% избираемых вакансий – эта планка уже достигнута.

Но наша задача – не просто выдвинуть кандидата, а именно победить. И предстоящие выборы должны привести к расширению представительства Партии на муниципальном уровне.

Безусловно, победы не придут сами по себе. Другие партии пытаются отнять у «Единой России» положение лидера, зачастую действуя единым фронтом.

Поэтому мы должны работать на опережение, быть первыми не только по проценту полученных голосов, но и по внедрению политических институтов, за которыми будущее.

Я говорю, в частности, о процедуре предварительных внутрипартийных выборов. Главная задача – не только выявить потенциал и авторитет кандидатов, но и пополнить кадровый резерв Партии.

При этом результаты отбора должны реально менять итоговый состав наших избирательных списков. Именно для этого предварительные выборы и проводятся. Но посмотрите на информационный фон в газетах, в Интернете! Иногда прямо пишут, что в отдельных регионах вся процедура предварительных выборов «Единой России» сводится к формализму.

Общая оценка со стороны – скептическая. Это заставляет задуматься. Считаю, что мы должны двигаться к тому, чтобы в предварительном отборе кандидатов «Единой России» участвовали и наши избиратели. Это – задача на перспективу. А уже в ближайшее время нужно широко внедрить практику участия в предварительных партийных выборах сторонников Партии, представителей общественных организаций, с которыми у Партии заключены соглашения.

Одним из главных итогов нашего XI съезда стало принятие Программного документа «Россия: сохраним и приумножим!». В нем четко зафиксирована наша идеология. Не нужно много говорить о том, насколько важным и принципиальным был этот шаг для «Единой России».

Давайте вспомним, что с момента создания нашей Партии нас постоянно упрекали в отсутствии идеологии.

Но заявив о своей идеологии, нельзя останавливаться. Нужно вести агитационную и пропагандистскую работу, разъяснять избирателям суть позиции Партии, доказывать ее преимущества. Пока такая работа не видна в регионах и на местах. Считаю это серьезным упущением.

Поэтому предлагаю разработать издательскую программу Партии в целях разъяснения положений программных документов Партии, наших подходов к вопросам развития страны. И впредь эта задача должна решаться не от случая к случаю, не от выборов к выборам, а на постоянной и системной основе.

В этом году в Партии дан старт серии межрегиональных конференций. Мы начали с Сибири, впереди – остальные семь федеральных округов. Главное, что обсуждение задач развития территорий идет через конкретные проекты. И мы все увидели, что на уровне регионов есть огромное число интересных идей, инициатив, которые нуждаются в поддержке со стороны Партии. Достаточно сказать, что на прошедшей конференции от 12 сибирских регионов было представлено 136 конкретных проектов. Надеюсь, что и в других регионах их будет не меньше.

Мы можем говорить о том, что наш проектный подход не просто состоялся. Сегодня он поднимается на более высокий уровень.

С учетом увеличения числа партийных проектов регионального уровня, появления их на муниципальном уровне, предлагаю сформировать единую систему управления, мониторинга и аналитического сопровождения партийных проектов. Она должна предусматривать показатели реализации партийных проектов, создание Интернет-портала с возможностью получения в режиме он-лайн информации о ходе реализации партийных проектов. Если для этого потребуются какие-то организационные решения, давайте их примем. Каждый желающий должен иметь возможность увидеть текущее состояние и результаты тех проектов, которые курирует партия парламентского большинства в его регионе.

Социальные характеристики нового качества жизни

Мировой кризис больно ударил по многим странам. Принципиальная позиция, которую занимала и занимает наша Партия, состоит в следующем: мы считаем, что экономические задачи не могут противопоставляться задачам социальным.

Выход из кризиса и модернизация не могут осуществляться за счет интересов людей, за счет живущих ныне поколений. Наоборот, целью модернизации является повышение благополучия граждан, уровня их безопасности и качества предоставляемых им услуг, в том числе услуг в социальной сфере.

Несмотря на это, со стороны наших оппонентов справа звучат призывы выйти из кризиса за счет сокращения социальных прав и возможностей граждан:

— так, были озвучены предложения по изменению Трудового кодекса, чтобы снять ответственность работодателей при увольнении работников, резко облегчить процедуру увольнения;

— прозвучали предложения повысить пенсионный возраст;

— сейчас обсуждается новая «идея» о том, чтобы проводить индексацию пенсий только в том случае, если Пенсионный фонд будет бездефицитным – то есть никогда в ближайшие годы!

Могу сразу сказать, подобные предложения не встретят поддержки у партии «Единая Россия»!

Повторю, что ключевая цель модернизации – новое качество жизни граждан России. Освобождая экономику от сырьевой зависимости, нужно выстраивать экономическую систему, работающую в интересах человека.

Для этого будет важно отразить принципы взаимодействия общества и государства в социальных стандартах. Требуются показатели повышения качества жизни, на которые будет ориентироваться государство. И многие из этих показателей могут быть закреплены законодательно.

Ведь сам принцип социальных стандартов не только заявлен, но и частично реализуется в нашем законодательстве. Например, расчет «потребительской корзины».

Есть стандарты в образовании, определенные принципы стандартизации были заложены в систему реализации национальных проектов.

Сейчас нашей Партии важно вместе с исполнительной властью сформулировать набор характеристик, по которым можно оценивать качество жизни.

Стандарты, о которых я говорю, не сводятся только к материальным показателям. Не все можно измерить деньгами. Такие вопросы, как доступ к культурным ценностям, прямо влияют на жизнь человека.

Также нужно внимательнее посмотреть на такие показатели, как количество квадратных метров жилой площади на каждого члена семьи. На число семей, имеющих собственный дом на своей земле. На возможность доступа к современным информационным услугам. И другие показатели, которые связаны с такой задачей Стратегии-2020, как повышение доли среднего класса. Очевидно, что для будущего страны важно, чтобы эти показатели росли.

Несомненно, в их число должны быть включены стандарты безопасности – от физической безопасности до экологической.

Безусловно, стандарты должны быть разумными. И мы против того, чтобы, например, под предлогом обеспечения транспортной безопасности вводился запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем.

И начинать надо со стандартов качества государственных услуг.

Чтобы воплотить этот принцип в жизнь, создать для такой работы правовую базу, депутаты нашей фракции внесли в Государственную Думу законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций». На этой неделе запланировано второе чтение законопроекта.

Чего мы хотим добиться?

Прежде всего, повторю, большего удобства для граждан. Государственные услуги должны быть стандартизованы. Пока же, очень часто, человек вынужден вновь и вновь ходить по разным инстанциям, собирая одни и те же справки по десятому разу. Именно поэтому мы хотим запретить бюрократическим органам требовать от граждан документы, которые они могут получить в рамках своих собственных полномочий.

Надо развивать механизмы «электронного правительства», чтобы гражданин мог воспользоваться теми же государственными услугами, не выходя из дома. Эта идея также заложена в депутатском законопроекте.

Уже работает справочно-информационный портал «Государственные услуги», есть региональные порталы государственных услуг, есть определенный опыт интеграции этих порталов. Но пока на них не всегда возможно даже получить информацию. Есть, конечно, регионы, которые продвинулись дальше других, но есть и регионы, которые получают в рейтингах «электронного правительства» «ноль». В целом очевидно, что во всех сферах, имеющих отношение к «электронному правительству», еще немало работы.

В ходе весенней сессии Государственная Дума приняла закон о бюджетных учреждениях. Закон вызвал широкую дискуссию, многие его положения стали предметом споров. Но все сходились в одном – существующее положение бюджетных учреждений является неудовлетворительным, и его надо менять. Именно для того, чтобы изменить его к лучшему, и был принят закон о бюджетных учреждениях. Теперь на повестке дня – контроль за реализацией закона.

Мы знаем, что не всегда такие сложные законы качественно выполнялись во всех субъектах федерации. Зачастую возникали ошибки, которых вполне можно было бы избежать. Чтобы минимизировать вероятность таких ошибок, мы установили переходный период. Именно в течение этого периода должны быть сняты те проблемы, которые в наибольшей степени волнуют и граждан – потребителей бюджетных услуг, и работников бюджетных учреждений. Применительно к сфере здравоохранения эта работа может вестись в рамках партийного проекта «Качество жизни».

Прошу уделить особое внимание вопросу о доступности услуг. Закон не предусматривает сокращения перечня уже оказываемых услуг, но мы знаем, как иногда толкуют положения закона на практике. Особенно те, кто заинтересован получить взятку. Такого самочинного толкования быть не должно.

Как бы ни менялась система, государственные услуги всегда будут требовать бюджетного финансирования. Выступая в Государственной Думе 20 апреля, В.В. Путин подчеркнул необходимость качественно повысить эффективность бюджетных расходов.

Уже через месяц после этого, 20 мая, Правительство утвердило Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Это документ, с которым нам важно сверять свои позиции в работе над бюджетом.

В Программе повышения эффективности бюджетных расходов заложен тот принцип, о котором говорила наша партия: каждый рубль бюджета должен быть ориентирован на результат. Чтобы добиться этого, структура бюджета будет основана на госпрограммах.

Безусловно, Партия поддерживает это решение и примет активное участие в его реализации.

Госпрограммы позволят не только лучше планировать расходы, но и обеспечить контроль за этими расходами. Считаю важным, чтобы госпрограммы имели не только установленные сроки реализации и ответственных за выполнение, но и четкие, понятные гражданам показатели, по которым можно судить об их эффективности. Только так мы в полной мере обеспечим финансирование, ориентированное на результат.

Только так мы решим те задачи бюджетной политики, о которых говорят Президент и Председатель Правительства. Это удержание инфляции в пределах 5-7 %, это снижение дефицита и последующий выход на бездефицитный бюджет в 2015 году. Но не исключаю, что и раньше – нельзя недооценивать возможности российской экономики.

Но при этом исходить надо из консервативного прогноза. Мы видели события в мире на первом этапе кризиса, мы видим обстановку в некоторых странах Европы, прежде всего в Греции, а значит – мы не имеем права безответственно рисковать. Прошу всех учитывать это обстоятельство при подготовке инициатив, связанных с бюджетными расходами.

Безусловно, задача партии – и особенно нашей фракции в Государственной Думе – не должна сводиться только к утверждению заданных показателей. Возможности партии должны быть востребованы уже на этапе разработки госпрограмм. Тем более, что у нас есть практика нулевого чтения бюджета, и в весеннюю сессию депутаты начали предварительные консультации с министерствами по проекту бюджета на 2011 год.

Нам надо серьезно работать над вопросами о формах участия депутатов Государственной Думы в разработке госпрограмм. Требует обсуждения предложение о том, чтобы ключевые госпрограммы утверждались федеральным законом.

Госпрограммы должны учитывать и вопросы территориального развития. У нас уже есть опыт разработки проектов комплексного развития территорий. Сейчас по отношению к таким проектам часто употребляется слово «кластер», но можно назвать их и по-другому – территориально-производственный комплекс.

В качестве примера обращаю ваше внимание на Омскую область, на проект создания Промышленно-аграрного регионального кластера. Он обсуждался на Сибирской конференции партии, вызвал большой интерес. Что и понятно – ожидается рост производительности труда на селе в 2-3 раза, в лесопромышленном комплексе – в 3-5 раз, а созданная добавленная стоимость будет выше стоимости затраченного сырья в 8 раз.

Хочу напомнить, что результатом нашего партийного проекта «Агропром» стало его преобразование в профильную Государственную программу.

Надо расширять круг новых, перспективных направлений развития села. Одно из них – поддержка фермерства. Новый партийный проект может получить название «Российский фермер».

И вновь скажу о земельном вопросе. У нас до сих пор не завершено разграничение собственности на землю даже между уровнями власти, до сих пор остаются проблемы с закреплением прав собственности на землю. Это совершенно нетерпимая ситуация.

При этом мало закрепить землю за теми, кто ее обрабатывает. Надо создать возможности для того, чтобы землю могли получить и оформить права на нее те, кто хочет заниматься сельским хозяйством, те, кто хочет построить свой дом на своей земле.

Напомню цифры, о которых я говорил на встрече с Президентом: наши граждане живут на землях, составляющих 1,2% территории страны, менее 20 млн. гектаров. И три четверти граждан России – жители многоквартирных домов. Это явно нерациональное использование территории огромной страны.

Особенно актуальна эта задача в регионах со сложной демографической ситуацией – прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока. Считаю, что на этих территориях необходимо реализовать программу целевого предоставления земель под индивидуальное жилищное строительство.

Один из наших первых партийных проектов – и один из важнейших – это проект «Достойный труд». Сегодня главной его задачей должно быть обеспечение роста доходов граждан на основе повышения производительности труда и повышение безопасности условий труда.

События на шахте «Распадская» в Кемеровской области показали, что в сфере безопасности условий труда необходимо сделать еще очень многое. В том числе, нельзя снимать с повестки дня вопрос сокращения вредных и опасных производств. Это не означает закрытия предприятий и выбрасывания людей на улицу. Это означает повышение стандартов безопасности и обеспечение неуклонного соблюдения этих стандартов. Самое главное – людей нельзя ставить перед выбором: «здоровье или работа».

Если говорить о поддержке старшего поколения, то здесь особое значение имеет выполнение обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Федеральные средства на решение этой задачи предусмотрены, и Партии обязана обеспечить контроль за их расходованием.

С жилищным вопросом напрямую связана проблема ЖКХ. Ее важность видна уже из того факта, что расходы на ЖКХ – это одна из главных статей семейного бюджета граждан России.

Председатель Партии дал нашим депутатам прямое поручение обеспечить принятие федеральных законов:

— о повышении прозрачности деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса;

— о наделении регионов полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг;

— о закреплении за регионами полномочий по регулированию тарифов на услуги ЖКХ с возможностью их делегирования только в те муниципалитеты, которые могут их качественно исполнять;

— о предоставлении Правительству полномочий, позволяющих максимально унифицировать правила предоставления коммунальных услуг в целях соблюдения единых стандартов их качества.

Партийный мониторинг тарифов и нормативов ЖКХ – это основа для практической работы, которая ведется в рамках партийного проекта «Управдом». Его задача – помочь жильцам наладить профессиональный диалог с поставщиками услуг, чтобы не было диктата со стороны монополистов.

Там, где проект реализовывался – люди смогли серьезно сэкономить. Экономия составила до 25 – 30%.

Для многих российских семей стандарты качества жизни связаны с совершенно практическими вещами. Например, с возможностью устроить ребенка в детский сад. Вопрос немаловажный – он актуален не менее чем для 20% детей в России.

И среди президентских поручений, которые были даны по итогам встречи с Партией, особое место занимают поручения, связанные с модернизацией системы детского дошкольного образования.

Наша Партия выдвинула инициативу, позволяющую выйти из такой ситуации – это поддержка создания частных, в том числе семейных, детских садов.

Для этого, в частности, необходимо юридически разделить образовательную функцию и услуги по присмотру за детьми в детских дошкольных учреждениях. Думаю, что это может быть сделано в рамках действующего закона об образовании.

Нужно обновить стандарты устройства, содержания и организации работы детских садов, исключить избыточные требования в этой сфере.

И, конечно, нужно создать реестр зданий детских садов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но не использующихся в качестве дошкольных учреждений. Эти здания строились именно как детские сады, их строительство велось с учетом планирования городских кварталов – и они вполне могут использоваться по прямому назначению.

Уважаемые коллеги!

Одним из стандартов качества жизни является уровень безопасности. Здесь наиболее острая проблема – экстремизм и терроризм. Только на Северном Кавказе в прошлом году совершено 544 преступления террористического характера. Цифра более чем наглядная.

Понятно, что борьба с данным явлением ведется по линии правоохранительных органов и специальных служб. Но сводиться исключительно к этому она не должна.

Считаю, что предельно важно усилить работу по формированию единого культурного и информационного пространства. Не должно быть ситуаций, когда говорят: «У нас в республике так, а в России – иначе». Северокавказские республики – это Россия, и их жители должны иметь все те же возможности, что и остальные граждане.

Сегодня есть такие проекты, как, например, создание на Северном Кавказе молодежного лагеря отдыха. Реализация таких вот конкретных проектов, участие в них представителей «Единой России» – реальный путь к решению данной проблемы. С тем, чтобы молодежь из этих республик и других областей общалась друг с другом, чтобы представители разных национальностей и вероисповеданий не были разделены.

В целом, актуальной задачей сегодняшнего дня является повышение роли гражданского общества в системе противодействия терроризму. Такая работа, как вы знаете, уже начата нашими партийными клубами. Считаю, что она обязательно должна быть продолжена.

В современных условиях единое информационное и культурное пространство немыслимо без имеющих соответствующий охват средств массовой информации.

Пока у нас не все население охвачено даже центральным телевидением. По состоянию на 2008 год, более 1% населения вообще не имели возможностей для приема телепрограмм. 3% имели доступ только к одной программе. Почти 4% – только к 2-м программам. Эти якобы «незначительные» проценты не должны никого обманывать. За ними – миллионы людей.

Работа по развитию телевещания ведется. Так, реализуется проект по цифровому телевидению. Причем его намеренно начали с Дальнего Востока. И сейчас в Хабаровском крае вдоль границы с Китаем (на территории протяженностью 300 километров) такая система уже работает. И – обеспечивает доступ людей к продукции отечественных СМИ, а значит, поддерживает единство культурного и информационного пространства.

Это правильный подход. Полагаю, теперь необходимо проработать вопросы доступности для граждан, вне зависимости от региона их проживания, других СМИ. В частности, центральных печатных изданий.

Далее. Наряду со СМИ, все более важную роль в информационной сфере играет сеть Интернет. К сожалению, ее возможности используются и теми, кто продвигает идеи террора, межнациональной розни. В этой связи считаю важным во взаимодействии с правоохранительными органами подготовить предложения по противодействию пропаганде терроризма в сети Интернет.

Подчеркну: речь не идет о стремлении как-то контролировать Интернет. Речь идет лишь о противодействии использующим «виртуальное пространство» преступникам – таком же, которое они должны встречать в пространстве реальном.

Террористы существуют не сами по себе. Им кто-то помогает. Кто-то обеспечивает финансирование, снабжение, информацию. Эта деятельность тоже должна получать адекватную оценку – через уголовное преследование пособников террористов.

Многие проблемы в этой сфере связаны с той социально-экономической ситуацией, которая сложилась на Северном Кавказе. Достаточно сказать, безработица составляет здесь около 20%. А в отдельных регионах реальное число людей трудоспособного возраста, не имеющих работы, достигает 50% и более. При этом средняя зарплата, по итогам 1-го квартала, составила в Северо-Кавказском федеральном округе всего 11560 рублей.

Поэтому особое значение имеет работа по обеспечению комплексного социально-экономического развития регионов. Нужно развивать систему профессионального образования (не только высшего), чтобы молодежь могла найти работу. И нужно создавать новые рабочие места. Это сегодня принципиально важно.

Приоритеты экономической модернизации

Уважаемые коллеги!

Мы с вами хорошо понимаем: достижение высоких стандартов уровня жизни возможно лишь при условии роста экономики.

Причем роста не только количественного, но и качественного. Я имею в виду ее диверсификацию, увеличение производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, создание инновационной продукции. Это и есть модернизация экономики.

Наша цель – обеспечить условия для этого. И, пожалуй, первая задача здесь – принять комплекс мер по созданию в России рынка интеллектуальной собственности.

Приведу простой, всем известный пример – автомат Калашникова. Это, без преувеличения, один из самых известных брэндов в мире. Подчеркну – российских брэндов. Месяц назад в Москве был Президент Намибии, и он сказал буквально следующее: «АК-47 привёл нас к независимости».

Такие слова дорогого стоят. Вернее – должны стоить. Но на практике, вы знаете, очень многие образцы производятся за границей. И выгоды от данного изобретения получают тоже там. Это – яркий и поучительный пример и того, что такое нематериальные активы, и того, что Россия реально заинтересована в цивилизованном рынке интеллектуальной собственности.

Кроме того, нужно создать механизмы, превращающие знания и изобретения в коммерчески успешные продукты. Иными словами – обеспечивающие продвижение инновационных разработок от начального этапа до внедрения.

Элементы такой системы в России есть. Но как она работает на практике?

По оценкам специалистов, из всех бюджетных расходов, направляемых на инновации, около двух третей (63%) получают наука и образование, то есть фаза генерации знаний.

Еще примерно треть (36%) идет на поддержку выпуска наукоемкой продукции промышленностью. А на поддержку коммерциализации – все остальное. То есть примерно 1%.

Понятно, что такую систему трудно назвать сбалансированной. И, развивая национальную инновационную систему, мы должны обратить на данную сферу самое пристальное внимание.

В этой связи особого внимания заслуживает проект создания инновационного центра «Сколково».

Почему он столь необходим? «Сколково» – это не просто точка на карте. Это не просто еще один наукоград. Речь идет о формировании модели регулирования, обеспечивающей создание, производство и коммерциализацию инноваций. Модели, которая будет интересна и государству, и бизнесу, и изобретателям. Когда она начнет работать, этот опыт можно и нужно будет тиражировать. В том числе – в рамках уже существующих научных и технологических центров.

Именно поэтому сейчас нам чрезвычайно важно обеспечить появление качественной законодательной базы для «сколковского» проекта.

Закон, призванный урегулировать земельные и имущественные отношения на соответствующей территории, нами уже принят. На рассмотрении находятся и законопроекты, направленные непосредственно на его создание и функционирование. Прошу всех наших депутатов принять в этой работе самое активное, заинтересованное участие.

Важно подчеркнуть и другое. Реализация проекта в «Сколково» не означает, что мы отказываемся от других форм и институтов инновационного развития, созданных в прошлые годы.

В частности, следует продолжить поддержку направления, связанного с созданием малых инновационных предприятий при ВУЗах и научно-исследовательских учреждениях.

По состоянию на конец мая, создано 337 таких хозяйственных обществ на базе 105 высших учебных заведений. Я напомню: общее число только государственных ВУЗов у нас примерно в 6 раз больше. Поэтому, конечно, здесь хотелось бы видеть принципиально другие цифры.

У этих трудностей есть и объективные причины. Ряд из них был ликвидирован принятым в весеннюю сессию законом. В частности, речь идет о возможности для таких организаций использовать оборудование в работе создаваемых ими хозяйственных обществ.

Но в то же время есть и трудности другого порядка. Ясно, что многим ученым переход в бизнес дается непросто. Поэтому нужно найти механизмы оказания организационной и экспертной поддержки представителям научного и преподавательского сообщества в вопросах создания малых инновационных предприятий.

Многое зависит от налоговой системы. По итогам встречи Президента с представителями руководства и актива партии, глава государства дал ряд поручений. В их числе – поручение представить предложения по совершенствованию налоговой системы.

Эти поручения основаны на инициативах нашей партии, а значит, мы также должны более подробно представить свое видение предстоящих изменений.

Среди них – расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться налогообложение на основе патента. Кроме того, это расширение перечня расходов, принимаемых в целях исчисления налога на прибыль, а также упрощение порядка учета таких расходов.

По-прежнему на повестке дня и вопросы развития отечественной финансовой системы. Да, сейчас многие страны как-то «утратили интерес» к реформированию глобальных финансовых механизмов. Но многие вопросы – например, связанные с деятельностью рейтинговых агентств, – никуда не исчезли.

Наше финансовое регулирование во многих случаях содержит ссылки на такие рейтинги. От деятельности соответствующих агентств во многих случаях зависит состояние и отдельных предприятий, и экономики в целом.

Поэтому мы крайне заинтересованы в развитии национальной системы рейтинговых агентств.

Это позволит, во-первых, более полно и адекватно оценивать отечественные предприятия.

Во-вторых, сделает соответствующие услуги доступными для гораздо более широкого круга компаний, в том числе для среднего бизнеса.

И, в-третьих, станет элементом формирования более сбалансированной глобальной финансовой системы. Именно поэтому нам нужно рассматривать и вопросы оказания поддержки российским рейтинговым агентствам в их зарубежной деятельности.

К числу важнейших направлений модернизации экономики относится повышение энергоэффективности. По оценкам специалистов, общий потенциал экономии здесь может составлять колоссальную цифру: 421 миллион тонн условного топлива в год.

Как вы знаете, закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности нашей экономики уже принят. К сожалению, поступают сигналы, что не во всех регионах работа поставлена должным образом. Поэтому наша с вами задача – организовать на местах соответствующий мониторинг.

Речь идет о вполне конкретных вещах. Согласитесь: оценивать, например, изменения доли тепловой энергии, воды, природного газа, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, вполне реально. И это позволит решать не только экономические, но и социальные проблемы, поскольку будет защищать потребителей таких услуг.

Аналогично важно уделять внимание использованию альтернативных источников энергии. Наша стратегическая цель – к 2020 году довести производство и потребление энергии, получаемой из возобновляемых источников, до 4,5%.

Речь идет об использовании энергии ветра, приливов, древесной биомассы и так далее. Такие ресурсы есть во многих регионах. Нужно учиться их использовать, реализуя тем самым конкурентные преимущества территорий. Поэтому важно подготовить предложения, в том числе законодательного характера, по стимулированию развития альтернативной энергетики.

Рациональное использование возобновляемых источников энергии – это еще и пример комплексного решения экономических и экологических задач. А это именно тот подход, в котором сегодня заинтересовано российское общество.

Считаю, что, мы можем расширить задачи партийного проекта «Российский лес» за счет экологических приоритетов.

Какие нужно решить задачи?

Во-первых, партийный проект должен предусматривать мониторинг экологической обстановки и составление на его основе экологического рейтинга регионов как важнейшего показателя устойчивого развития территорий. В ходе недавнего заседания Президиума Государственного совета озвучивалась такая цифра: практически 40% населения российских городов проживает на территориях, где наблюдение за уровнем загрязнения воздуха просто не проводится. То есть реальных размеров экологического ущерба мы не знаем. Эту проблему, конечно, нужно решать.

Во-вторых, нужна последовательная законодательная работа. В частности:

1) требуется создать экономические механизмы, стимулирующие предприятия к внедрению наилучших технологий и в целом – к снижению негативного воздействия на окружающую среду;

2) нужно обеспечить совершенствование системы нормирования такого негативного воздействия;

3) важно добиться повышения эффективности государственного экологического мониторинга.

Кроме того, считаю необходимым выработать предложения по поддержке конкретных проектов, направленных на улучшение экологической обстановки в субъектах федерации. Причем нужно учесть, что острота этой проблемы очень неоднородна. Половину всех выбросов в стране дают всего менее 300 предприятий: всего по 3-4 на регион. Поэтому особое внимание должно быть уделено территориям с неблагоприятной экологической обстановкой.

Именно так, в комплексе решая экологические задачи, проводя технологическое обновление производств, добиваясь соблюдения социальных стандартов, обеспечивая подготовку профессиональных кадров, наша Партия будет проводить модернизацию, выступая ее движущей силой.

Уважаемые коллеги!

В завершение своего выступления хочу сказать следующее.

Мы знаем, как обеспечить проведение модернизации.

Мы видим угрозы, которые нужно на этом пути преодолеть.

И мы обеспечим переход к новой структуре экономики, повышение качества жизни граждан, укрепление страны.

Этого ждут от партии «Единая Россия» наши избиратели. Мы обязаны оправдывать их ожидания.

Спасибо за внимание».

 

http://edinros.ru/er/text.shtml?14/1001,110028