БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Теперь заработная плата педагога напрямую зависит только от его таланта, способностей, его вклада в общее дело
Положительные моменты новой системы оплаты труда педагогов – очевидны
Интервью председателя комитета горсовета по образованию, директора городского лицея № 27 Игоря Афонина
21.10.2010 10:01 МСК

С 1 сентября текущего года образование перешло на новую систему оплаты труда. О том, что нововведение несет брянским учителям, рассказал председатель комитета горсовета по образованию, член фракции «Единая Россия», директор городского лицея № 27 Игорь Афонин:

«Новая система оплаты труда педагогов не является для Брянщины таким уж новшеством. Еще в 2009 году в Дятьковском и Жуковском районах Брянской области в качестве эксперимента оплата труда учителей была переведена на новую систему, а в начале этого учебного года присоединился и Брянск. Главное отличие новой системы от старой в том, что раньше учителя получали зарплату, исходя из тарифной сетки, которая уравнивала практически всех, а теперь предполагается наличие так называемой базовой составляющей. Кроме этого, введена стимулирующая часть зарплаты, зависящая от ряда факторов. Оклад рассчитывается исходя из того, сколько стоит один так называемый «ученико-час», от количества учащихся в классе, их должно быть не менее 25 человек.

— Какие плюсы несет в себе новая система оплаты труда педагогов?

— Положительные моменты новой системы очевидны. Ведь она предусматривает вариант ухода от уравниловки в оплате труда учителей разных категорий, разного уровня подготовки, разного стажа и т.д. Теперь заработная плата педагога напрямую зависит только от его таланта, способностей, его вклада в общее дело, направленное на совершенствование того или иного образовательного учреждения, на совершенствование учебного процесса.

Об этом можно говорить с полной ответственностью хотя бы на примере Жуковского и Дятьковского районов. Мы внимательно следили за экспериментом, несколько раз туда выезжали, встречались с коллективами, проводили общие собрания. Проходили и  семинарские занятия учителей нашего города, руководителей Брянска с представителями Дятьково и Жуковки. И надо отметить, что учителя, принимающие участие в эксперименте, оценивали новую систему весьма положительно. Мало того, что она дает стимул для постоянного саморазвития педагогов, но и реально позволяет повысить заработную плату преподавталя. В зависимости от способностей и усилий каждого педагога рост зарплаты составляет от 20 до 60 процентов.

— Наверняка эксперимент в районах области выявил и какие-то недостатки. Можете рассказать о подводных камнях нововведений в образовании?

— Разумеется, как и любое новшество, эта система только обкатывается и поэтому немудрено, что определенные недостатки время от времени выявляются. В основном они связаны с субъективными моментами. Например, от разницы в заработной плате могут пострадать отношения внутри педагогических коллективов. Но это все же относится скорее к области личностного развития каждого человека и в меньшей степени связано с особенностями новой системы. Еще одним минусом можно назвать то, что сейчас учителям приходится оформлять большое количество разнообразных документов.

— Как уже упоминалось, чем больше учеников в классе, тем больше учитель будет получать. Но как это увязывается с такими специализированными классами, где количество школьников не превышает 10-15 человек?

— Действительно, это можно отнести к одному из существенных минусов новой системы оплаты труда. Считаю, нельзя под общую гребенку грести абсолютно все учебные заведения. Ведь есть окраинные школы, допустим в Радице-Крыловке или Чайковичах, где число детей значительно меньше, чем в центре города. Те же гимназии и лицеи тоже не гонятся за численностью, ведь в этих учебных заведениях основной упор делается на одаренных детей. Не следует забывать и о коррекционных школах, где число учеников в классе не должно превышать 12 человек. Мы следим за этой проблемой. В настоящее время в городском Совете обсуждается инициатива выхода с обращением к депутатам областной Думы, в областную администрацию с вопросом о том, чтобы скорректировать эту методику, развести виды школ. Мы полагаем, что здесь должен быть индивидуальный подход, индивидуальная траектория развития, чтобы в конечном итоге каждый ребенок смог получить достойное образование.

Еще один момент. Новая система оплаты труда введена с 1 сентября, однако нормативно-подушевое финансирование, когда на каждого ребенка начнут перечисляться определенные денежные средства, будет действовать только с нового года. Поэтому до 1 января во всех учебных заведениях должна быть проведена новая тарификация, проведен подсчет учащихся. То есть пройдет весь спектр работ, от которых зависит оплата труда педагогов.

Для того чтобы заработная плата учителей не понизилась в этот переходный период, депутаты горсовета приняли решение о выделении из городского бюджета коррекционной суммы в 14 млн. рублей. Эти деньги нужны для того, чтобы помочь поддерживать зарплату учителей на прежнем уровне в течение четырех месяцев — с сентября 2010 года по январь 2011.

— Вот мы и подошли к наиболее болезненному вопросу — сокращениям в школьной среде. Как планируется решать этот вопрос?

— К сожалению, совсем без сокращений обойтись не удастся. Это объективный процесс. За последние 10 лет количество школьников сократилось с 68 тысяч до 37 тысяч человек. Число же учителей существенно не изменилось. Поэтому в новых условиях для того, чтобы избежать неэффективного использования средств, оптимизации не избежать. Это, прежде всего, подразумевает сокращение ставок административно-управленческого состава, обслуживающего и технического персонала. Но при этом, полагаю, учебные заведения не допустят массового увольнения своих работников. Ведь школам невозможно обойтись без психологов и социальных педагогов, воспитателей и тренеров, водителей и уборщиц. К ребенку должен быть индивидуальный подход, поэтому хочется, чтобы категории специалистов, не входящих в образовательный процесс, сохранились в максимальном объеме.

— По новой системе оплаты есть стимулирующая и базовая части. Многие учителя считают, что стимулирующая часть — вещь субъективная. Есть ли какие-то жесткие критерии, по которым она будет начисляться?

— Наше общество идет по пути создания гражданского общества, поэтому вся деятельность учебного учреждения должна быть прозрачной. В том числе и фонд стимулирования. В каждом коллективе должно быть принято собственное положение, где будет оговорено, за какой вид деятельности могут производиться дополнительные начисления.

В завершении хочется сказать, что хоть новое всегда немного пугает, все же следует отметить, что данные реформы направлены на совершенствование всей системы образования. И все мы надеемся, что они позволят вывести заработную плату педагогов на достойный уровень, повысить престиж профессии учителя.

 

По информации отдела по связям с общественностью и СМИ

Брянского городского Совета народных депутатов