БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Валентина Иванова: Главное направление реформирования образования – это выстроить логику продвижения наших ребят к серьезному уровню образования
Валентина Иванова: Перестройка в образовании
Как и чему учат детей в школе? Какое место занимают российские вузы в мировом рейтинге? Что ждет общество от модернизации системы образования? На эти и другие вопросы в преддверии Дня учителя в ходе онлайн-интервью ответила Валентина Иванова ректор Московского государственного ниверситета технологий и управления им. К.Г. Разумовского.
05.10.2011 11:10 МСК

— Валентина Николаевна, еще недавно российское образование считалось одним из лучших, так почему сейчас стало престижнее получать образование за рубежом?

— Никто не спорит, что получить образование за рубежом престижно. Дело в том, что по рейтингам, которые составляются за рубежом, западные университеты по некоторым позициям идут значительно выше, чем наши университеты. Ведь за рубежом нет такого понятия, как Академия наук, и все исследования выполняются в стенах университета. У нас же традиционно университет был местом обучения, научная работа велась, но не столь масштабно и не с тем объемом финансирования, как это делалось в Академии наук. Вот представьте, если объединить все академические институты с университетами, насколько мощным станет кулак научно-образовательного кластера России. Вот в этом и состоит задача, тогда наши вузы будут лучшими в мировых рейтингах.

— А что дает российскому образованию присоединение к Болонской конвенции?

— Прежде всего, реализация Болонской конвенции в России необходима для обеспечения экспорта российских образовательных услуг. Сейчас все вузы Европы переходят на работу по Болонской конвенции, и если мы не будем работать по тем же правилам, к нам не приедут студенты из-за границы и бывших Советских республик. Понимаете, очень важно, чтобы мы через систему образования могли формировать кадры тех стран, которые будут ориентированы на Россию. Поэтому политическая составляющая в реализации Болонской декларации просто огромна. К тому же, за последние 20 лет серьезно изменилась система экономических взаимоотношений внутри России и подготовка специалистов не всегда отвечает требованиям работодателей. Выпускники вузов сплошь и рядом меняют профессию, уходят в другую cферу деятельности. Поэтому в соответствии с Болонской декларацией, студент после четырех лет общеуниверситетского курса, когда человек сформировался как специалист, еще два года обучается по самым тонким технологиям работы в выбранной им специальности.

— Ну, если с высшим образованием все относительно понятно, то, как нам возродить начальное профессиональное образование?

— Да, это действительно очень серьезная проблема. В законе об образовании, который сейчас на сайте Министерства образования выставлен для публичного обсуждения, указано, что система среднего специального образования будет включать в себя программу и начального профессионального образования. Проще говоря, техникумы будут включать в себя училища. Скептики считают, что это приведет к тому, что начальное профессиональное образование совершенно исчезнет. Но когда говорится, что мы формируем единый университетский комплекс и туда входит техникум и университет, то это только благо для ребят, которые поступив в техникум, понимают, что потом они смогут учиться в университете. Точно такая же система заработает, когда профессиональные училища включатся в техникум. Поступая на программу начального профессионального образования, школьник будет знать, что следующая ступень у него техникум и очень хорошо, если этот техникум войдет в университет, тогда будет третья ступень — высшее образование. Вот в такой интеграции и состоит сейчас главное направление реформ профессионального и среднего специального образования в России.

— Модернизировать образование, конечно необходимо, но для начала нужно, чтобы учитель в школе получал достойную оплату своего труда.

— Знаете, во всех регионах еще в начале года фонд оплаты труда повышен ровно на 30%. А есть регионы, где пошли еще дальше и сразу вышли на среднюю зарплату по экономическим показателям региона. Всероссийское педагогическое собрание, которое возглавляю я, ведет постоянный мониторинг ситуации, особенно в тех областях, где еще не достигли средней зарплаты по экономике. Дело в том, что зарплата учителей находится в ведении субъектов РФ. В зависимости от уровня прожиточного минимума в регионе выстраивается и уровень зарплаты учителя. Здесь еще нужно смотреть какова экономика в регионе, есть регионы с высокими доходами, а есть, конечно, и дотационные, такие как Новгородская область, но и там зарплату учителям повышают. В Новгородской области, например, зарплата учителя сейчас 18 тыс. рублей.

— Насколько реальна программа «Учительский дом» и когда любой учитель сможет получить квартиру по суперльготной цене?

— Это серьезный и реальный проект. В ней две составляющие: первая – льготная ипотека для молодых учителей до 35 лет, и вторая – жилищные кооперативы для учителей без ограничения возраста. В первом случае процент за кредит будет снижен до 8,5%, первый взнос до 10% и эти затраты возьмут на себя и поделят федеральный бюджет и регион. Что касается жилищных кооперативов, то на эту тему только вчера был круглый стол под эгидой ОНФ, где рассматривался вопрос о предоставлении участков земли, которые находятся в федеральной собственности. Скоро начнут формироваться списки очередников, чтобы затраты по обеспечению жильем были включены в региональные бюджеты. В ноябре-декабре такие списки будут уже составлены. Но, конечно, есть и проблемы, целый ряд регионов не желает заниматься проектом «Учительский дом». Поэтому, координационный совет ОНФ будет следить за выполнением этой программы в регионах.

— Известно, что около 80 процентов населения учатся в городских школах. В таком случае, что даст реформа образования селу, не будут ли закрыты сельские школы в целях экономии?

— Ни о каком закрытии сельских школ и речи быть не может. Всероссийское педагогическое собрание разработало проект «Народная школа». Это проект о сохранении и развитии сельских школ как учебно-производственного хозяйства и как центра социально-культурной жизни села. Эти две позиции собрание внесло в Народную программу ОНФ. Премьер-министр Путин выдвинул инициативу развития дистанционных технологий, перевода сельских школ в филиал крупных школ поселка, района и экономии на административных расходов. А пока, если есть ребенок начальных классов, то начальная школа должна функционировать, и только с 5-6 класса можно думать о новых технологиях обучения, о переезде в другую школу.

— Вы считаете, что сегодняшняя перестройка в образовании закладывает основы будущего экспортного рынка образовательных услуг?

— Совершенно верно. Нам нужен экспорт образовательных услуг, нам нужно наше влияние, в том числе, на Запад, на Азию и Восток, на бывшие советские республики. Сейчас много денег на этом рынке не заработаешь. Но пренебрежение этим рынком приведет к тому, что Россия будет вытеснена оттуда интеллектуально и русскоязычная интеллигенция перестанет занимать ведущие позиции. Нужна государственная программа технического содействия бывшим советским республикам в виде предоставления значительного количества грантов на образование в российских университетах. Такой путь я считаю правильным.

 

По информации официального сайта партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"