БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Лахова: Те учреждения, которые работают лучше, эффективнее других, должны получать больший государственный или муниципальный заказ
Выиграют ученики, пациенты, зрители
Депутат Госдумы приняла участие в состоявшемся в Брянске семинаре «Реализация федерального закона N83 на муниципальном уровне»
15.11.2010 17:40 МСК

В администрации Брянской области прошел семинар «Реализация федерального закона N83 на муниципальном уровне». В нем приняли участие заместители губернатора, работники финансового управления обладминистрации, главы муниципальных образований, руководители районных отделов образования Брянска и области.

Федеральный закон от 8 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" усиливает имущественную самостоятельность государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, уточняет правовой статус этого вида юридических лиц.

Директор института развития образования Высшей школы экономики профессор Ирина Абанкина подробно и обстоятельно рассказала собравшимся о многочисленных изменениях и дополнениях в законодательных актах, регулирующих деятельность муниципальных учреждений, сферу государственных и муниципальных заказов.

Говорит организатор семинара депутат Государственной Думы Российской Федерации Екатерина Лахова:

— С момента принятия Госдумой федерального закона N83 начались всевозможные спекуляции о том, что медицина, образование, культура становятся у нас платными. Между тем  в этом законе нет ни одного слова об изменении формы собственности, более того, закон «Об образовании», например, прямо запрещает приватизацию таких учреждений. Никакой коммерциализации закон не предусматривает.

Речь идет о повышении эффективности бюджетного сектора экономики. От всех преобразований, которые предусмотрены упомянутым законодательным актом, выгоды должны получить именно получатели предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры услуг. И те учреждения, которые работают лучше, эффективнее других, должны получать больший государственный или муниципальный заказ, их работники – больше зарабатывать.

— Каким образом «больше зарабатывать»? Ведь авторов этого закона как раз и обвиняют в том, что нам придется платить за те услуги, которые сегодня предоставляются бесплатно!

— Главное, что привносит в деятельность учреждений здравоохранения, образования, культуры 83-й федеральный закон, это расширение самостоятельности в распоряжении доходами. Сегодня главный врач больницы или директор школы существуют в тесных рамках утвержденной сметы. Что такое бюджетное финансирование? Столько-то – на зарплату, столько-то – на мебель, столько-то – на ремонт. Шаг вправо, шаг влево – финансовое нарушение со всеми вытекающими последствиями.

С 2012 года государственные и муниципальные учреждения станут обладать различным статусом. Для казенных учреждений мало что изменится – у них сохранятся сметы, а все доходы останутся у учредителя. А вот бюджетные и автономные учреждения будут получать не бюджетные средства, а субсидии. Размер субсидий зависит исключительно от объема государственного или муниципального задания. Причем предусмотрено, что три первых года финансирование не может быть сокращено по сравнению с сегодняшним днем.

Кроме того, меняется сам механизм финансирования этих учреждений – оно будет осуществляться одной строкой, без разбивки по статьям. Руководство может распоряжаться полученными средствами куда более свободно. И все полученные доходы останутся в распоряжении учреждения.

— Не даст ли это возможность для всевозможных манипуляций?

— Закон не только расширяет права, но и повышает ответственность. Бюджетные учреждения будут продолжать обслуживаться в казначействе, которое внимательно следит за деятельностью своих клиентов. А автономные учреждения будут обязаны ежегодно проводить независимый аудит за собственный счет. Кроме того, в автономных учреждениях наряду с руководителем предусмотрен наблюдательный совет, в него войдут представители трудового коллектива, общественности и организации-учредителя, то есть в нашем случае – муниципалитета. Бухгалтерская отчетность автономного учреждения должна быть публичной – годовые отчеты публикуются в газете, интернете.

— И чего же Вы ждете от грядущих преобразований?

— Преобразования уже давно идут. Недавно я побывала в Калининграде, где переводом муниципальных и государственных учреждений на новый статус озаботились более двух лет назад. Так вот в 55-м детском саду Калининграда зарплата воспитателей составляет от 18 до 25 тысяч рублей, технического персонала – 7 – 9 тысяч. Для сравнения: в Новозыбкове зарплата воспитателей детских дошкольных учреждений – 4500 рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу.

— За счет чего там удалось настолько повысить зарплату?

— Автономные учреждения платят налоги по упрощенной схеме. Уже это довольно ощутимая экономия. Им разрешается закупать продукты, мебель, ремонтировать помещения без проведения торгов, напрямую заключая договоры с исполнителями. И не в последнюю очередь – личная заинтересованность каждого работника в бережном расходовании средств. Установили счетчики на воду, газ, тепло, выключают, извините, свет, выходя из комнаты, закручивают краны, утепляют рамы… И предлагают новые услуги, которые удобны и выгодны родителям: разновозрастные группы для тех, кому нужно оставить ребенка в саду на 3 или 5 часов, в выходные, до позднего вечера. Выделяют воспитателя, который занимается с детьми из близлежащих домов по выходным. И многое-многое другое. Когда есть мотивация, заинтересованность, уверяю вас, фантазия работает по полной!

Немаловажно, я считаю, и то, что новый закон дает возможность покончить наконец с уравниловкой. Почему учителя школы, выпускники которой поголовно поступают в престижные вузы, и преподаватели, ученики которых не могут сдать ЕГЭ, должны получать одинаковую зарплату? Почему врач, на прием к которому трудно попасть, и его «коллега», от которого больные шарахаются, зарабатывают одинаково? Разве это справедливо?

Хотела бы подчеркнуть, что ни в коем случае не следует превращать изменение статуса бюджетных учреждений в кампанейщину. Заявки на перевод в автономные учреждения нужно подавать только тем школам, детским садам, больницам, поликлиникам, которые к этому готовы, хорошо представляют, для чего им это нужно.

Государственная Дума закон N83 приняла. Теперь дело за региональными и муниципальными властями – все зависит от того, как этот закон будет исполняться.

 

Пресс-служба депутата Государственной Думы

Екатерины Лаховой