БРЯНСКОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Дмитрий Медведев,
Президент России
Медведев: Права потребителей необходимо защищать

Владимир Путин,
Председатель Партии
Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить

Сергей Железняк,
Первый замсекретаря Президиума Генсовета Партии, Депутат Госдумы РФ
Железняк: Путин раскрывает уникальный потенциал российской цивилизации

Ольга Борзова: Впервые на законодательном уровне дается определения понятиям «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи»
Закон «Об охране здоровья» содержит много новаций
Комментарий председателя комитета Госдумы по охране здоровья
06.05.2011 14:41 МСК

Работу над проектом федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ER.RU в пятницу, 6 мая, прокомментировала председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова:
«Площадка Государственной Думы используется для широкого публичного обсуждения внесенного в Государственную Думу правительством Российской Федерации проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законопроект прошел первичное рассмотрение на заседании Комитета по охране здоровья. Были приняты следующие решения: внести законопроект в Совет Государственной Думы и направить на рассылку до 20 мая 2011 года, провести парламентские слушания 19 мая 2011 года и создать рабочую группу по работе над законопроектом.
Первое заседание рабочей группы состоялось 25 апреля 2001 года, на котором была рассмотрена концепция законопроекта. Внесенный законопроект представляет собой базовый закон в системе правового обеспечения здравоохранения и практически составляет единое целое с уже принятым законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Впервые законодательно вводится понятийный аппарат, который определяет наиболее общие и значимые дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи: «здоровье», «пациент», «заболевание», «диагностика», «профилактика», «лечение», «реабилитация» и др.
Впервые на законодательном уровне дается определения понятиям «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи». Закрепляется обязательность их исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями независимо от формы собственности.
Важной задачей закона является уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
Круг полномочий федеральных органов дополнен реализацией мероприятий по спасению жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацией медицинской эвакуации, координацией и внедрением передовых медицинских технологий.
Абсолютной новацией является закрепление за федеральным уровнем полномочий по территориальному планированию инфраструктуры здравоохранения с учётом порядков оказания медицинской помощи по всем основным направлениям.
Исключено закрепление вида медицинской помощи за уровнем государственного управления или местного самоуправления. Полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это чрезвычайно важная новация, которая обеспечивает усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта РФ основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Одной из новаций проекта федерального закона является консолидация прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья в одной главе. В действующей редакции основ продекларировано это право пациента на выбор врача, в том числе врача общей практики и лечащего врача с учётом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договором и обязательного, и добровольного медицинского страхования (статья 17 действующего закона). Однако механизм реализации данных прав в действующем законе не прописан. Предлагаемая редакция статьи 17 нового проекта в полной мере раскрывает этот механизм в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи и с учетом фактора времени.
Что касается выбора врача-специалиста и медицинской организации, то этот выбор должен быть управляемым во избежание их перезагруженности.
В статье 26 законопроекта раскрываются понятия профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, которые являются приоритетными направлениями модернизации здравоохранения.
Впервые введено понятие паллиативной медицинской помощи, что представляется чрезвычайно важным и отражаем гуманный настрой нашего государства, поскольку речь идёт о неизлечимо больных людях, и взрослых, и детях, страдающих чаще всего от болей и умирающих в страданиях. Введение в государственную программу бесплатной медицинской помощи этого направления позволит облегчать страдания таких больных.
Определены условия оказания медицинской помощи: вне медицинской организации, по месту вызова скорой помощи, а также в транспортном средстве; второе — амбулаторная, включая помощь на дому и в дневном стационаре; стационарная помощь, которая оказывается в случаях, когда необходимо круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
Важнейшим абсолютно новым моментом является закрепление обязательности исполнения порядков и стандартов на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Статьей 30 законопроекта вводится определение высокотехнологичной медицинской помощи. Оно принципиально отличается от подхода, имеющегося на сегодняшний день в действующем законодательстве, и раскрывается как помощь, которая может быть оказана с применением новых, сложных, уникальных, а также ресурсоёмких методов лечения с научно доказанной эффективностью. Соответственно, те новые технологии, которые сейчас разрабатываются в рамках президентской комиссии по инновационному развитию, биомедицинские и клеточные технологии, тканевые, роботизированная техника, информационные технологии, генная инженерия и так далее станут основным содержанием нового пакета высокотехнологичной медицинской помощи.
В статье 36 законопроекта конкретизирована сущность медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, которые ранее не имели должного правового регулирования, несмотря на существующую практику использования восстановительных медицинских мероприятий.
Следует особо отметить нововведения законопроекта, касающиеся вопросов редких (орфанных) заболеваний, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении. Впервые законодательно дается определение редким заболеваниям. Устанавливаются порядок формирования перечней таких болезней и порядок ведения регистра больных с редкими заболеваниями. Закреплены гарантии лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями.
Закрепляются правовые основы регулирования отношений по трансплантации органов и (или) тканей человека. Впервые вводится понятие «волеизъявление умершего, содержащее согласие или несогласие на изъятие органов и тканей из его тела».
Особое внимание в проекте федерального закона уделено охране здоровья матери и ребёнка, вопросам семьи и репродуктивного здоровья. Этим вопросам посвящена 6-я глава.
Закрепляется право каждого гражданина на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства. Закрепляются права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья граждан.
Законопроектом впервые вводится новая норма «рождение ребенка». При рождении живого ребенка медицинской организацией, в которой произошли роды, выдается документ установленной формы. Медицинские критерии рождения (включая сроки беременности, массу ребенка при рождении и признаки живорождения), а также порядок выдачи и форма документа о рождении утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Устанавливается право семьи на выбор врача общей практики (семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства, при условии договоренности всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.
Существенные изменения вносятся в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. Детально регламентируются вопросы подготовки медицинских и фармацевтических работников.
Отдельная глава посвящена ответственности, правам и обязанностям врачей и медицинских организаций. Под медицинскими организациями понимаются не только организации любой организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую деятельность, но и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Особой новеллой является обязанность медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами, в целях реализации которой разработан самостоятельный проект федерального закона.
Впервые в российском законодательстве предлагается чётко определить источники финансового обеспечения сферы охраны здоровья граждан, сформулировав их в отдельной главе. Источники финансового обеспечения разграничиваются в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также по видам оказываемой помощи. Эти положения полностью соотносятся с уже принятым Законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в законопроекте конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг, определяются условия их оказания с целью разграничения с бесплатной медицинской помощью.
Впервые предусмотрено утверждение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи сроком на три года.
В законопроекте отражён инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан, включающий сочетание государственного регулирования и самоуправления, а также восстановление системы управления качеством и безопасностью деятельности. Оценка качества основана на соблюдении порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Особая роль в управлении качеством и безопасностью деятельности в сфере здравоохранения отведена информатизации и персонифицированному учёту оказанных услуг».

 

ER: http://er.ru/text.shtml?20/1539,100022